Время новостей
     N°207, 04 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.11.2003
Курс евро теперь зависит от Трише
Центральный банк захватили французы
У 60-летнего француза Жан-Клода Трише (на снимке) вчера был первый рабочий день в качестве президента Европейского центрального банка (ЕЦБ), штаб-квартира которого находится в германском Франкфурте. Восьмилетний мандат нового президента вступил в силу, когда рост курса евро ослабил позиции европейских экспортеров в разгар экономического спада. Два крупнейших члена союза -- Франция и Германия -- приняли бюджеты с дефицитом, выходящим за рамки 3% от ВНП, разрешенные европейским пактом о стабильности. Но предшественник Трише, 68-летний голландец Вим Дуйзенберг, первым возглавивший новое учреждение, создал отлаженный механизм и сплотил совет банка, в который входит шесть директоров и 12 управляющих центральных банков стран Европейского Союза (ЕС). В наследство Трише досталась спокойная валютная ситуация с самыми низкими учетными ставками в зоне евро.

Жан-Клод Трише, новое лицо евро, говорит тихим голосом, с легкой иронией. Он любит современное искусство, но музыку предпочитает классическую. Не чужд экстравагантности. Однажды в порту Сен-Мало он забрался на парапет, чтобы обратиться к прибою со стихами любимого поэта-романтика Шатобриана, уроженца этого города. У себя дома они с женой невероятно смешно изображают персонажей парижского света для узкого круга друзей. Один из них говорит о банкире: «Трише всегда достает из портфеля самый нужный документ».

Сын чиновника из Лиона, Трише заканчивал курс политических наук, когда в мае 1968 года парижские студенты вышли на баррикады. Он был среди них, хотя предпочитает об этом не распространяться. Затем он получил диплом Национальной школы администрации, кузницы государственных кадров. Карьеру начал в умеренно левом профсоюзе Французской демократической конфедерации труда, но успеха добился на поприще государственных финансов, достигнув поста главы казначейства и председателя Банка Франции, основанного в 1806 году Наполеоном.

Заняв этот пост в 1993 году, он не уставал повторять, что первопричины инфляции -- это государственная политика безудержной эмиссии или завышенные требования увеличения заработной платы. А стабильная валюта привлекает в страну инвестиции и тем самым создает рабочие места. Даже в разгар валютной напряженности во Франции Трише сохранял холодную голову.

В мае 1998 года президент Франции Жак Ширак (ранее критиковавший Трише) сам выдвинул его кандидатуру на пост председателя нарождавшегося ЕЦБ, опасаясь, как бы немцы не захватили во Франкфурте в свои руки управление европейской валютной системой. Вим Дуйзенберг должен был добровольно уйти в отставку через четыре года, уступив место французу. Но голландский банкир оставался на посту больше пяти лет: Трише угодил под колеса французского правосудия, разбиравшегося со злоупотреблениями в банке "Лионский кредит". Трише подозревали в том, что в 90-х годах, возглавляя казначейство, он якобы скрывал истинное положение банка, оказавшегося на грани банкротства. Только в июне 2003 года суд признал Трише невиновным, открыв ему путь к трону евро.

Трише придется считаться с тем, что с сентября курс евро к доллару вырос более чем на 6%, на столько же уменьшив конкурентоспособность европейских экспортеров. Как считает французский министр финансов Франсис Мер, это может блокировать намечающийся подъем производства. Все громче звучат призывы к снижению процентных ставок ЕЦБ. Франция и Германия открыто добиваются смягчения пакта стабильности, тогда как Трише настаивает на его соблюдении.

1 мая 2004 года Евросоюз расширится с 15 до 25 членов. В течение двухлетнего переходного периода десять новичков должны будут держаться жестких рамок колебания обменных курсов по отношению к евро. Формально эти страны проводят самостоятельную валютную политику, но фактически она будет определяться в ЕЦБ. Хотя новички в совокупности дают всего 6% ВНП Евросоюза, их экономику отличает высокая динамика роста -- 4% в сравнении с 1,8%, прогнозируемыми на 2004 год в зоне евро. ЕЦБ будет нелегко действовать в валютной сфере так, чтобы не подорвать развивающуюся экономику Восточной Европы.

При всей валютной ортодоксальности у Трише репутация прагматика. Это же качество позволило его предшественнику преодолеть все кризисы, возникавшие на пути евро.

Игорь СЕДЫХ, Женева