|
|
N°206, 03 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Канада -- друг, но Индия дороже
Транзитная война «Аэрофлота» и Air Canada
Авиационным властям России и Канады не удалось мирно решить вопрос о беспосадочном пролете канадских самолетов над Россией. Не помогло даже обсуждение проблемы главами двух государств. 1 ноября Канада ограничила пролет «Аэрофлота» над своей территорией. «Воздушная война» между коммерческими авиакомпаниями двух стран стала реальностью.
Непосредственным поводом к началу «боевых действий» оказалась программа дальних беспосадочных перелетов, которые этой осенью предложила клиентам авиакомпания Air Canada. В частности, на период с 18 октября по 30 ноября она поставила в свое расписание ежедневный рейс Торонто--Дели. Пролет над территорией России дает на этой трассе значительную экономию времени и горючего. Но на соответствующую просьбу Air Canada российские авиационные власти ответили отказом.
20 октября на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества в Бангкоке премьер-министр Канады Жан Кретьен рассказал о проблеме Владимиру Путину. Премьер не скрыл от президента, что если мирного решения найти не получится, то санкциям подвергнутся самолеты «Аэрофлота», летающие в Канаду и через нее в США. Владимир Путин поручил премьер-министру России Михаилу Касьянову и министру транспорта Сергею Франку найти взаимоприемлемое решение, «которое не ущемляло бы права российских перевозчиков, но при этом решало бы вопрос канадских».
В начале прошлой недели в Канаду вылетела российская переговорная бригада. Но в минувшую субботу замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков сообщил: президентское поручение «чтоб волки сыты и овцы целы» осталось невыполненным. Канада ограничила полеты «Аэрофлота» таким образом, что число рейсов в Торонто из Москвы пришлось сократить с пяти до двух в неделю. А несколько рейсов в США, которые раньше выполнялись через Канаду, теперь летят совершенно в другую сторону света -- через российский Дальний Восток и Аляску.
Сокращение рейсов в Канаду нанесет «Аэрофлоту» некоторый имиджевый ущерб (тем более что компания буквально только что, 26 октября, увеличила частоту рейсов в Торонто с четырех до пяти). Но в экономическом плане Индия для «Аэрофлота» гораздо важнее -- компания летает туда чаще, чем в Канаду: этой зимой по пять раз в неделю, а в январе к ним добавляются еще по три дополнительных рейса. И загрузка на рейсах из Москвы в Дели традиционно высока, в том числе и за счет транзитных пассажиров, направляющихся в Индию из Северной Америки. Понятно, что «Аэрофлот» не хочет, чтобы конкурирующие рейсы Air Canada были слишком удобны и слишком привлекательны для пассажиров.
Что же касается рейсов из Москвы в Канаду и США, они из-за относительно низкой загрузки и высокой себестоимости традиционно дают «Аэрофлоту» нулевую или даже отрицательную рентабельность. Г-н Кошляков сообщил, что уменьшение количества рейсов в Канаду будет компенсировано введением на них более вместительных самолетов -- Boeing-777 вместо Boeing-767.
Михаил КУКУШКИН