|
|
N°206, 03 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тегеран свернул с дороги
Израильская делегация спугнула в России иранскую
Дата подписания Тегераном дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия могла бы быть названа уже сегодня, причем в Москве. Предполагалось, что сенсационную новость озвучит секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Хасан Роухани в ходе запланированного на 3 ноября визита в Россию. В том, что это произойдет, убеждали корреспондента газеты «Время новостей» надежные источники в Минатоме России. Однако вчера возникли подозрения, что визит высокопоставленного иранца не состоится в запланированные сроки. «Визит отложен», -- сообщили нашей газете в посольстве Ирана в России, не объясняя причин. Хотя «ВН» выяснила причину: если визит отложат, то виноват, конечно же, израильский премьер Ариэль Шарон, прибывший вчера в Москву (см. текст в этой же рубрике).
Израильтянин намерен поднять на переговорах с Путиным болезненную тему российского сотрудничества с Ираном. Для Израиля было бы лучше, чтобы это сотрудничество, оцениваемое им как угрожающее его безопасности, было свернуто. Россия настаивает, что контакты носят мирный характер. Иранскому посланнику же, видимо, и вовсе не понравилась идея находиться в Москве одновременно с Шароном -- это вызвало бы ненужные домыслы. Странно, куда смотрел российский протокол, ведь такого совпадения в сроках визитов полезнее было бы избежать.
Долгожданный дополнительный протокол должен поставить иранскую ядерную программу под полный международный контроль, сняв напряженность в отношениях страны с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). России же это позволило бы продолжить ядерное сотрудничество с Ираном, не боясь упреков в пособничестве распространению ОМУ. Технически документ надо подготовить к 20 ноября -- в этот день состоится сессия управляющих МАГАТЭ, которая уполномочит генерального секретаря агентства Мухаммада аль-Барадеи на его подписание. Кроме того, сессия обсудит предоставленный Тегераном еще в середине октября доклад о своей ядерной деятельности. И станет ясно, где же Иран закупил центрифуги, на которых впоследствии обнаружились следы высокообогащенного урана. По мнению иностранных экспертов, видевших это оборудование, оно точно не российское и похоже на произведенное англо-голландско-немецкой компанией «Юренко».
Урегулирование отношений между Ираном и МАГАТЭ может открыть возможности для сооружения в стране атомных блоков общей мощностью 6 ГВт (об этих планах неоднократно заявлял Тегеран). Россия готова участвовать в тендерах. Пока же Москву интересует соглашение о возврате в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ) со строящейся АЭС в Бушере. Источники газеты «Время новостей» в российском Минатоме признают, что переговоры идут сложно: есть разногласия по цене, а также по срокам, в течение которых можно накапливать ОЯТ на территории Ирана перед возвращением в Россию. Иранцы к тому же хотят заставить россиян платить за возвращение ОЯТ, что и вовсе странно.
В Минатоме говорят, что вопрос об ОЯТ -- это не тот элемент, который сдерживает ход строительства. Тем более что иранцы идут на уступки и вчера вновь пообещали прекратить собственные работы по обогащению урана. Пуск реактора в Бушере намечен на ноябрь--декабрь 2005 года, выработка электроэнергии произойдет в середине 2006-го. Топливо же должно поступить на станцию не позднее следующего лета, оно уже готово к отправке и хранится в спецхранилищах.
5 ноября в Филадельфии российский министр по атомной энергии Александр Румянцев открывает выставку российских инновационных ядерных технологий (около 90 проектов). Также он встретится с министром энергетики США Спенсером Абрахамом и американскими конгрессменами. Будет затронута на переговорах и тема Ирана.
Аркадий ДУБНОВ, Андрей ЗЛОБИН, Елена СУПОНИНА