|
|
N°205, 31 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Однополярный авиапром
«Росавиакосмос» предложил правительству сместить генерального директора РСК «МиГ» Николая Никитина. Формальным поводом стало неудовлетворительное состояние работ по программе ближнемагистрального самолета Ту-334. Однако в авиапромышленном сообществе ходят слухи, что действительная причина -- скорое подписание крупного контракта с Индией на поставку большой партии палубных истребителей МиГ-29К. Стоимость контракта может составить от 600 млн долл. до миллиарда, и управлять столь большим финансовым потоком достойны далеко не все. В активе Николая Никитина всего лишь успешная работа по проекту Су-35 и вывод корпорации «МиГ» из коматозного состояния. Пассивы же в том, что он не сотрудник спецслужб и не выходец из Ленинграда.
К достижениям компании следует отнести создание первой в России вертикально интегрированной авиапромышленной корпорации и относительно успешную работу «МиГ» на внешнем рынке. Была реализована стратегия по продвижению на периферийные азиатские и африканские рынки простых версий МиГ-29 по сниженным ценам. В результате Россия захватила контролировавшиеся ранее КНР ниши мирового авиационного рынка. Серьезные успехи были в Европе, где корпорация добилась участия в программах модернизации восточноевропейских МиГ-29. Наконец, достигнут некоторый прогресс в создании более продвинутых версий поколения «четыре плюс» -- МиГ-29М2, МиГ-29СМТ и МиГ-29К.
К ошибкам стоит, видимо, отнести ставку на развитие программы Ту-334. Это морально устаревший самолет без малейших шансов на успех на внешнем рынке. Он мог бы стать паллиативным решением для российских авиакомпаний, если бы темпы реализации проекта были выше и если бы машина могла быть предложена к продаже три--пять лет назад. После старта проекта RRJ будущее Ту-334 представляется исключительно неблагоприятным. А строительство новых мощностей в Луховицах компанией, постоянно балансирующей на грани банкротства да еще в условиях наличия колоссальных избыточных мощностей по всей России, кажется вообще необъяснимым.
Акционирование компании, как представляется, должно было идти параллельно с созданием единого юридического лица. Вслед за этим следовало предпринять попытку получить контрольный или близкий к нему пакет акций нижегородского завода «Сокол». Именно этот завод должен был стать основной производственной площадкой корпорации. Проект Ту-334 должен был быть закрыт, вместо этого «МиГ» мог бы стать одним из участников программы RRJ, как НПО «Сатурн» и SNECMA.
Войдя на «Сокол», РСК мог закрывать и проект МиГ-АТ, одновременно войдя в качестве участника разработки УТС Як-130 или даже полностью выкупив документацию. Программа модернизации МиГ-29 развивалась бы быстрее и стоила меньше, если бы в ней приняло участие ОКБ «Сухого» и если бы модернизированные версии создавались на основе технических решений Су-30МКИ и Су-30МКК. Это позволило бы привлечь не только интеллектуальные, но и финансовые ресурсы АХК «Сухой» и КнААПО. Понятно, что вся эта стратегия есть, в сущности, программа эволюционного свертывания субъектности РСК. Проект Никитина заключался в попытке сохранить компанию как автономный полюс российского авиапрома. Это была смелая попытка. Которая, видимо, закончится в ближайшие дни.
Руслан ПУХОВ, директор Центра анализа стратегий и технологий