Время новостей
     N°59, 04 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.04.2001
Черная касса белградского вождя
Сын Светозара обвиняется в незаконном обогащении
Министерство внутренних дел Сербии "обвиняет Слободана Милошевича, сына Светозара, родившегося 20 августа 1941 года в городе Пожаревце, проживающего по адресу: Белград, улица Толстого, дом 33", в организации преступной группы, злоупотреблении властью, незаконном обогащении и нанесении ущерба бюджету республики и югославской федерации на общую сумму 1 789 777 522 новых динара и 197 737 176 034 немецкие марки.

Слободан, сын Светозара, сидит в одноместной камере на первом этаже центральной столичной тюрьмы, регулярно принимает транквилизаторы и встречается с посетителями -- супругой Мирьяной Маркович и адвокатом Томом Филой. Фила обжаловал решение судьи о задержании Милошевича сроком на 30 суток и надеется, что уже утром в среду мера пресечения будет изменена. На первой встрече в тюрьме со следователями Милошевич не признал себя виновным ни по одному из пунктов обвинения.

А обвинение гласит следующее. Слободан Милошевич (тогда -- президент Сербии) в 1994 году организовал встречу, в которой кроме него приняли участие директор Федеральной таможенной службы (ФТС) Михаль Кертес и вице-премьеры правительства Югославии Никола Шаинович и Йован Зебич (все они проходят как обвиняемые по тому же делу, что и Милошевич). Итогом встречи стал устный договор, согласно которому часть доходов от таможенных сборов и штрафов за нарушение таможенного режима переводилась на особый счет ФТС, открытый в Белградском банке. Эти средства, по закону предназначавшиеся для перечисления в федеральный бюджет, «использованы членами преступной группы для финансирования политических мероприятий Сербской социалистической партии, подкупа должностных лиц и личного обогащения». В середине 1995 года та же группа приняла решение об изменении права взимания таможенных сборов и пошлин -- отныне эти сборы взимались наличными и поступали, как легко догадаться, отнюдь не в государственный бюджет. Интересно, что финансовые инспекторы неоднократно обнаруживали нарушения в деятельности ФТС и регулярно писали соответствующие докладные куда следует, в том числе и на имя премьер-министра Югославии Радое Контича, -- но безуспешно.

В Белграде утверждают, что уже арестованный Михаль Кертес и пока находящийся на свободе Йован Зебич сотрудничают со следствием и дают письменные показания. В показаниях приводятся и конкретные случаи дачи взяток чиновникам или простого присвоения государственных средств "членами преступной группы". Так, например, в 1996 году Кертес по указанию Милошевича выплатил Николе Шаиновичу 250 тыс. немецких марок -- дальнейшая судьба денег неизвестна. Из «черной таможенной кассы», если верить документам обвинения, финансировалась деятельность СПС в Косове -- 500 тыс. марок, осенняя избирательная компания прошлого года -- 2 млн марок и 30 млн динаров.

Со временем ФТС создала целую систему отмывания денег: например, средства на тайные счета перечислялись якобы в счет возврата денег внешнеторговым предприятиям, имевшим таможенные льготы. На самом деле предприятий таковых вообще не существовало. Часть украденных средств вывозилась за границу, в частности на Кипр -- бывший директор Национального банка Югославии Борка Вучич, тоже арестованная, дала показания, согласно которым она лично была причастна к переводу на банковские счета и вывозу наличными около 7 млн марок на средиземноморский остров.

Совокупности сведений, содержащихся в обвинительном заключении объемом девять страниц компьютерного текста, достаточно для того, чтобы осудить Слободана Милошевича на пять лет, если, конечно, он будет признан виновным. Известно, что в отношении бывшего лидера на его родине проводится еще по крайней мере два расследования. Первое касается обстоятельств приобретения им особняка на улице Толстого, 33. Если выяснится, что Милошевич сознательно утаил размеры своих доходов (это позволило ему купить дом за гроши), его могут посадить по этому делу на три года. Другое расследование, как утверждают в белградских юридических кругах, не имеет особых шансов на успех. Обвинение намеревается доказать, что по указанию и при участии Милошевича из страны регулярно вывозились в самые разные страны мира (в том числе в Россию) золотые слитки и гигантские суммы денег -- речь идет о миллиардных суммах. Некоторые детали того, как именно работала эта прекрасно отлаженная машина по перекачке средств на счета подставных фирм и лиц из окружения экс-президента, потихоньку всплывают, но неизвестно, удастся ли документально подтвердить то, что пока кажется очевидным лишь репортерам, занимающимся журналистскими расследованиями.

Президент СРЮ Воислав Коштуница вчера высоко оценил "верность уставам" командования армии во время "привлечения к расследованию" экс-президента Милошевича. При этом он подверг резкой критике действия полиции, которые назвал "неуклюжими и плохо продуманными". Глава государства посетовал, что был проинформирован об операции по аресту только через 12 часов после ее начала. По мнению Коштуницы, передача Гаагскому трибуналу (МТБЮ) не стоит в повестке дня, поскольку Милошевич должен "ответить перед собственным народом", за «нанесенный стране ущерб, за ее распад и обнищание». Суд за расхищение государственных средств "для себя и своей партии", должен быть «как можно менее политическим». МТБЮ г-н Коштуница обвинил в "избирательности", а международное сообщество -- в насильственном развале Югославии.

Андрей СТАХОВ, Алексей СЛОБОДИН