|
|
N°205, 31 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Командир "МиГ" «полетел» на Ту-334
Премьер-министр велел уволить авиаконструктора
Коллегия «Росавиакосмоса» 29 октября рекомендовала правительству уволить генерального директора Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ" Николая Никитина. На "МиГе" пока отказываются от официальных комментариев этой информации, ссылаясь на то, что протокол коллегии в корпорацию еще не поступил. Неофициально сведения о скорой отставке шефа в РСК называют "чепухой". Тем не менее в кругах, близких к руководству авиапрома, вероятность ухода г-на Никитина считают "100-процентной", поскольку фактическим инициатором его увольнения оказался сам премьер Михаил Касьянов.
На коллегии генеральный директор «Росавиакосмоса» Юрий Коптев предложил уволить г-на Никитина за срыв предусмотренных постановлением правительства сроков строительства третьего экземпляра самолета Ту-334. Согласно постановлению, принятому еще в 2001 году, данная машина должна была взлететь летом этого года. Вместо этого ее фюзеляж без крыльев стоит пока в сборочном цехе авиазавода в Луховицах. Между тем суровое решение, принятое по этому поводу «Росавиакосмосом», оказалось для администрации РСК "МиГ" полной неожиданностью. "Мы знали, конечно, что на коллегии будут ругать, но такой жесткости не ожидали", -- сообщил газете "Время новостей" источник в РСК. Как полагали миговцы, «Росавиакосмос» должен принять во внимание, что строительство Ту-334 идет в соответствии с государственной программой, но на собственные средства РСК "МиГ".
Г-н Коптев сообщил на коллегии, что недавно премьер Михаил Касьянов подверг состояние проекта Ту-334 жесткой критике и потребовал срочного исправления ситуации. Глава «Росавиакосмоса» предложил исправить дело, рекомендовав правительству уволить г-на Никитина, который сейчас совмещает посты генерального директора и генерального конструктора РСК «МиГ». РСК на 100% принадлежит государству, соответственно, глава предприятия назначается постановлением правительства.
Пресс-служба РСК «МиГ» вчера сообщила газете «Время новостей», что никаких комментариев ни г-н Никитин, ни другие официальные лица корпорации давать не будут, пока не получат официальный протокол заседания коллегии. Сотрудник пресс-службы попытался уверить корреспондента газеты «Время новостей», что слухи об отставке г-на Никитина сильно преувеличены.
Тем не менее источник, знакомый с положением дел в корпорации, считает, что увольнение г-на Никитина уже не более чем процедурный вопрос. При этом он уверен, что задержка проекта Ту-334 послужила только поводом, а не истинной причиной отставки -- борьбы за финансовые потоки предприятия.
Если это так, то история увольнения г-на Никитина парадоксальным образом напоминает историю его назначения в 1999 году. Предыдущий глава «МиГ» Михаил Коржуев ушел в январе того года на волне большого скандала, связанного с задержкой разработки многофункционального фронтового истребителя (МФИ) -- прототипа «истребителя пятого поколения». После назначения на его пост г-на Никитина прорыва в проекте МФИ не произошло, а головным разработчиком «истребителя пятого поколения» была назначена конкурирующая авиационная фирма -- АХК «Сухой».
Борис Рыбак, заместитель генерального директора «Национального проекта-334», опасается, что в данном случае подобная судьба может ждать Ту-334. «Никитин -- энтузиаст Ту-334, -- говорит он. -- А новый генеральный директор может оказаться сторонником развития исключительно военных проектов. И в любом случае он будет относиться к программе Ту-334 с опаской, помня, как погорел на ней Никитин. Мы ожидает серьезного замедления проекта».
Проектирование ближнемагистрального самолета Ту-334 началось в ОКБ Андрея Туполева в 1986 году. Эта машина должна занять нишу устаревшего Ту-134. Первый опытный самолет Ту-334 был построен на заводе "Опыт" в конце 1993 года. В настоящий момент Ту-334 близок к завершению сертификационных испытаний. По плану они должны закончиться еще в этом году.
Организация серийного производства Ту-334 была первоначально поручена АНТК им. Г.М. Бериева (Таганрог). Но в 2001 году правительство России постановило передать этот проект РСК "МиГ". Тогда же на "МиГ" из Таганрога был доставлен недостроенный фюзеляж с заводским номером 03, который теперь может стать поводом для увольнения г-на Никитина.
Кроме того, существуют еще четыре экземпляра Ту-334. Единственный летающий из них используется в программе летных испытаний. Два находятся на статических (наземных) испытаниях. Еще один достраивается в Киеве на заводе "Авиант".
В июле этого года РСК "МиГ" совместно с ОАО "Туполев", а также авиакомпаниями "Аэрофрахт" и "Атлант-Союз" создали ЗАО "Национальный проект-334" для продвижения самолета на рынок.
Михаил КУКУШКИН