Время новостей
     N°205, 31 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.10.2003
Лошадиная сила подорожает
Налоговики будут судиться за транспортный налог
С 20 января следующего года для москвичей, не успевших заплатить транспортный налог, включится «счетчик». Как сообщил сегодня журналистам замминистра по налогам и сборам Салават Аминев, именно с этого дня в Москве не заплатившим налог владельцам автомобилей, мотоциклов, катеров и вертолетов будут начисляться пени. При длительном же уклонении от уплаты транспортного налога фискальный орган будет взыскивать причитающуюся сумму через суд. Причем суда не избегут даже те, кто продал машину по доверенности и даже указал адрес купившего автомобиль, правда, только в том случае, если налоговики не сумеют отыскать по указанному адресу нового владельца.

При этом названный крайний срок уплаты налога актуален лишь для Москвы, где налоговики еще не приступили к рассылке уведомлений владельцам транспортных средств. В других регионах, где транспорта меньше, налоговые органы уже успели посчитать владельцев железных коней. Поэтому, к примеру, в Татарстане пени начисляются уже с 15 сентября. В Москве, кстати, еще ни один автовладелец не получил извещение от налоговой инспекции. По уверению г-на Аминева, фискалы вовсе не забыли про необходимость рассчитать налог. Так как налоговый период -- год, то региональные власти сочли возможным продлить до конца декабря срок отлова налоговиками владельцев зарегистрированных транспортных средств.

Пени для опоздавших с уплатой на первый взгляд будут небольшие, 1/30 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки. В общей сложности выходит не больше 1 рубля в сутки. Правда, в конечном итоге налоговые органы будут взыскивать налог через суд. В этом случае уклонисту придется выплатить не только всю сумму транспортного налога, но пени и штраф в размере 20% от этой суммы.

До конца остается не решенной проблема тех, кто продал машину по генеральной доверенности. Эта проблема, по признанию г-на Аминева, особенно актуальна для Калининграда и Дальнего Востока. Жители этих регионов традиционно занимаются перепродажей иномарок. Причем пользуются, как правило, доверенностью, чтобы не платить налог при продаже. И где теперь находятся их покупатели, они сказать не могут. При этом обязанность уплаты налога лежит на собственнике. Как признаются налоговики, в течение двух лет, пока действует доверенность, владельца такого автомобиля могут к ответственности и не привлекать. Зато по истечении этого срока, если покупателя машины не удастся отыскать на просторах России, судиться налоговикам придется все-таки с владельцем автомобиля.

Точно такая же проблема существует и в Москве, где многие владельцы машин живут не по тем адресам, которые указаны в официальных документах. Г-н Аминев надеется, что эту проблему налоговики в ближайшее время решат, так как сейчас заняты выверением своих информационных баз по налогоплательщикам. На вопрос, удастся ли это сделать быстро, так как зачастую даже МВД не знает, где проживает человек, замминистра дал очень оптимистичный для его статуса ответ. По его словам, до массовых судов вряд ли дело дойдет, так как за последние годы очень возросла осведомленность граждан касательно своей обязанности по уплате налогов.

Еще одна проблема налоговиков со сбором этого налога состоит в определении мощности двигателей автомобиля. Это вопрос принципиальный, так как исходя именно из этого показателя рассчитывается ставка налога. Однако как оказалось, не у всех автомобилей налоговикам можно с точностью установить мощность двигателя. Проблема, по словам г-на Аминева, в том, что не у всех импортных автомобилей в ПТС указана мощность мотора. К тому же некоторые производители могут выпускать одну и ту же модель, лошадиные силы которой различаются в разы в зависимости от года выпуска. В таком случае налоговики будут ориентироваться не на заверения владельца, сколько лошадиных сил в его машине, а на справочник Института сертификации транспортных средств.

Ирина СКЛЯРОВА