|
|
N°205, 31 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неистовый Регер
Известные музыканты просвещают российских меломанов
Пресс-конференция, посвященная выходу двойного CD-альбома виолончелиста Александра Князева и пианиста Эдуарда Оганесяна, плавно перетекла в лекцию для почетных членов филармонического сообщества. Вдохновенно и очень талантливо оба музыканта рассказывали о герое своего нового альбома -- французском композиторе Максе Регере. Неистовом Регере, как называли его современники.
Александр Князев и Эдуард Оганесян записали четыре сонаты Регера для виолончели и фортепиано. Диск стал премьерным во всех отношениях. Это первый CD Князева в России. Это первое русское издание виолончельной музыки Регера. Это, наконец, начало отличной программы воспитания вкуса и слуха. Миссию взяли на себя издатели диска «Артель «Восточный ветер», отважившиеся знакомить россиян не только с очередным исполнением Пятой симфонии Чайковского, но и с самыми рафинированными записями для меломанов-гурманов. Диск музыки Регера -- дебют подходящий.
Занятно: исполнители сонат по-настоящему оценили этого композитора только записывая альбом. По признанию Александра Князева, до недавнего времени он был к Регеру абсолютно равнодушен. И лишь медленное скрупулезное изучение партитур композитора позволило понять: то, что считалось великой скукой оказалось просто Великим.
Макс Регер - личность, вполне достойная своего времени, рубежа XIX--XX веков. Экстравагантный декадент, чрезмерный во всем: в еде, в алкоголе, в чувствах, в эмоциях. Темперамента вулканического. Нервы, как водится в таких случаях, ни к черту (черные эпизоды биографии Регера -- пребывание в доме душевнобольных). А в музыке -- иступленное желание достичь, по словам Эдуарда Оганесяна, «силы вселенского измерения». Когда каждая шестнадцатая заполнена десятизвучными аккордами, это уж точно или рождение новой планеты, или валидол под язык. Макс Регер -- второй после Баха композитор по количеству сочинений для органа. Баха Регер боготворил. Собственную музыку Регера (особенно позднего периода) считают необарочной. Тем не менее фундаментом его стиля является классика XIX века (помимо Баха француз боготворил Брамса и Вагнера). К открытиям нововенской школы Регер отношения не имел. Своей школы не создал (продолжателем его традиции отчасти можно считать лишь Поля Хиндемита). Такой вот экстравагантный персонаж Fin de siecle.
Князев и Оганесян уверены, что творчество Регера необходимо возрождать для России. Одна беда: переусложненную фактуру этой музыки требуется постигать несуетно и вдумчиво. Как философский трактат. У современных людей таких возможностей немного. Потому Регера мало играют и на Западе. Публика предпочитает правильную популярную классику. Впору реплика, произнесенная по другому поводу дирижером Геннадием Рождественским: «Как хорошо, что есть что-то неправильное».
Сергей ХАЧАТУРОВ