|
|
N°205, 31 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Посмотри в глаза чудовищ
«Чужой» возвращается на экраны
Сегодня на американские экраны выходит обновленная режиссерская версия одного из самых знаменитых фантастических фильмов за всю историю жанра -- «Чужого» Ридли Скотта. Сам режиссер, успевший с момента выхода фильма в 1979 году стать рыцарем британской короны, объясняет акцию тем, что уже несколько поколений зрителей не видели фильма в кинотеатрах и, стало быть, не могут оценить в полной мере его леденящее кровь великолепие, отмеченное некогда «Оскаром» за специальные эффекты.
Хотя обновленная версия была представлена публике еще в сентябре на кинофестивале в Торонто и на этой неделе стартовала в европейском прокате, в Америке картина выходит только сейчас -- в канун Дня Всех Святых. Присутствие «Чужого» на главном празднике нечисти в качестве пупырчатого свадебного генерала более чем уместно: в истории фильмов ужасов «Чужой» занимает место не менее почетное, нежели отведено ему в пантеоне чисто научной фантастики. История экипажа космического сухогруза «Ностромо», неосмотрительно откликнувшегося на сомнительный SOS и слишком тесно соприкоснувшегося с инопланетным чудовищем, «совершенство которого может сравниться только с его враждебностью ко всему живому», на исходе семидесятых изменила обывательское отношение к Космосу. Тогда галактические просторы воспринимались в лучшем случае как источник тесных контактов с внеземным разумом или плацдарм для бескровных лазерных битв; в том же 1979 году на околоземную орбиту даже вышел не кто иной, как Джеймс Бонд. Вселенная была местом занятным и безопасным. Но с явлением «Чужого» ситуация изменилась. «В космосе никто не услышит твоего крика», -- предупреждал рекламный слоган «Чужого», однако в переполненных кинозалах визга и обмороков хватало с лихвой. Фильм стал кассовым чемпионом, немедленно был объявлен классикой и на сегодняшний день обзавелся тремя выдающимися продолжениями.
Проект начинался со сценария, читая который продюсер Уолтер Хилл не знал, смеяться ему или плакать -- настолько все в сочинении подмастерья по спецэффектам Дэна О'Бэннона и его приятеля Рона Шассета было нелепо и картонно. Но, как и предупреждали во все времена авторитеты демонологии, истинные тайны темных сил скрываются не за семью печатями мрачных скрипториев, а на обманчиво доступных мусорных развалах. «Чужой» не только явил собою невиданный доселе уровень натурализма в области препарирования человеческих тел, но и разбудил силы, о которых кинематограф по неведению или из осторожности старался не вспоминать. Сам образ Чужого был навеян графикой швейцарского сюрреалиста Ханса Рюди Гигера, точнее, работами из его альбома «Некрономикон». Именно так, как известно, называлась Книга мертвых, оставленная, если верить писателю Говарду Лавкрафту, безумным арабом Аль-Хазредом и проклятая всеми религиозными институциями. Невероятные существа, правившие миром в докембрийскую эпоху и неоднократно запечатленные тем же Лавкрафтом, под пером Гигера превратились в чудовищных мутантов, соединивших в себе относительно живую плоть и нержавеющую сталь высоких технологий, но не утратили своей первозданной сути. На этом мистические совпадения не заканчиваются. По своей структуре «Чужой» Скотта практически дословно (хотя и вряд ли сознательно) копирует одну из самых известных лавкрафтовских повестей -- «Хребты безумия». Экипаж «Ностромо» след в след повторил путь членов экспедиции Мискатонийского университета, в 1931 году отправившихся на Южный полюс в поисках многоруких и звездоголовых Древних и нашедших для себя смерть и умопомешательство. А ветхие колоссы загадочных построек на планете Чужих кажутся неотличимыми от развалин легендарного Неведомого Кадата -- города, которым правили неописуемые твари с миллионами глаз и миллиардами щупальцев. Космогонические фантазии Лавкрафта, при жизни писателя ютившиеся на страницах бульварных альманахов, странным и пугающим образом просочились на экран и стали первоосновой для одного из важнейших голливудских мифов двух последних десятилетий. В нынешний Хеллоуин они возвращаются во всем великолепии цвета и звука -- и за статическим гулом бортовых компьютеров и пощелкиванием инопланетных челюстей все более отчетливо слышны заклинания Богов Седой Старины, состоящие сплошь из согласных и твердых знаков.
А тем временем в Праге (которая еще со времен Голема является алхимической и оккультной столицей мира) начались съемки нового фильма «Чужой против Хищника». Противоборство двух легендарных монстров уже послужило некогда основой для серии комиксов и компьютерных игр, а теперь развернется на самом что ни на есть широком экране. Режиссером стал Пол Андерсон («Обитель зла»), а сюжет закручен вокруг попытки группы ученых приманить Хищников завидным грузом -- кладкой яиц Чужих, которые вот-вот готовы вылупиться. Стоит ли говорить, что основной локацией грядущей баталии выбрана Антарктида? Батяня-Кадат никогда не отпустит тех, кто хотя бы мимолетно прикоснулся к его таинствам.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ