|
|
N°204, 30 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Что дальше
Отставка Александра Волошина воспринимается многими политиками и бизнесом как более драматический и значимый факт, чем все события вокруг ЮКОСа. Некоторыми - как точка в современной истории России. После чего начинается новая история - пугающая, непонятная, в лучшем случае смутная. Не просто смена элит, начальников, олигархов, но перемена самого вектора развития.
Однако главный начальник остается на своем месте. И даже после недавней резкой отповеди представителям бизнес-элиты, требовавшим встречи с ним, трудно предположить, что президент враз утратил способность оценивать происходящее. Во всяком случае уже на сегодня вечером на встречу с Владимиром Путиным в Кремль срочно вызвана группа западных инвесторов и банкиров, работающих в Москве. Очевидно, что это не случайное совпадение (типа: давно стояло в плане). В Кремле понимают, что сейчас самое время посмотреть в глаза напуганным иностранным бизнесменам (поскольку свои пока еще далеко не убегут). Любопытно, как именно президент будет их успокаивать и чем именно утешит. Ведь вряд ли он позвал их для того, чтобы сказать им, что «торг неуместен». Между тем, характер и содержание вопросов, которые они будут задавать Путину, вполне предсказуем.
Так что, возможно, по результатам сегодняшней встречи мы сможем узнать, какой именно сценарий развития ожидает Россию в ближайшие несколько лет. Сценарии же примерно таковы.
Первый и плохой: уход Волошина ознаменует собой падение последнего бастиона, с одной стороны, «старой элиты», с другой - сильного представительства образованных технократов. Освободившееся место занимают условные «новые питерские» - не обладающие опытом, лишними знаниями и финансовыми ресурсами. Страна возвращается в лучшем случае к периоду централизованного «справедливого перераспределения». В худшем случае начинают сбываться прогнозы самых отчаянных правозащитников.
Второй и хороший: на смену политикам «волошинской школы» приходят молодые, компетентные и достаточно эффективные менеджеры, которые помогают Путину равноудалить как старые, так и новые элиты, приблизить жизнь к законодательству, а законодательство - к жизни, и в 2008 году передать в руки нового президента страну, где если и не покончено вовсе с коррупцией и нищетой, то существенный прогресс все же достигнут.
Третий и никакой: старая элита не смещается полностью, а тщательно перемешивается с новой в духе политики «сдержек и противовесов», происходит ряд «рокировочек», страдают еще несколько олигархов, пыл голодных силовых структур угасает по мере насыщения их аппетитов. В результате в 2008 году усталый и разочарованный Путин ищет преемника, которому можно было бы всучить это не слишком привлекательное хозяйство.
Во всех трех сценариях народ, понятно, безмолвствует.
Про тех, кто в ближайшие покинет свои кремлевские кабинеты, почти без натяжки можно сказать: на свободу с чистой совестью. «Почти», поскольку первый и третий сценарий после их ухода все же выглядят более вероятными, а второй - почти утопичным.
Татьяна МАЛКИНА, Владимир ГУРЕВИЧ