|
|
N°204, 30 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Минфин обсчитал регионы
Счетная палата полагает, что доля субъектов федерации в бюджете-2004 рассчитана неверно
Каникулы, объявленные Думой в рассмотрении бюджета-2004, и поспешность первого и второго чтения стали заметно сказываться на качестве этого документа. По данным Счетной палаты, в следующем году из-за просчетов Минфина региональные бюджеты могут недосчитаться нескольких миллиардов рублей доходов. Аудиторы Счетной палаты сомневаются, что региональным властям будет по силам собрать акцизы на алкоголь, переданные им в качестве компенсации выпадающих доходов от отмены налога с продаж. Но перед третьим чтением изменить ничего уже нельзя.
Само по себе подобное заявление контрольного ведомства удивления не вызывает, так как компенсационные меры, предлагаемые регионам, традиционно кажутся достаточными лишь ведомству-разработчику -- Минфину. Столь же недостаточными в прошлом году объявлялись меры по компенсации отмены сборов на содержание автодорог. Правда, в пошлом году все оказалось поправимо -- обсуждая этот вопрос, профильный комитет Госдумы заседал сутками и все же убедил Минфин изменить компенсационные расчеты. В этом году, принимая бюджет авральные темпами, депутаты со всеми расчетами Минфина согласились.
Между тем со стороны Счетной палаты заявление о возможном недоборе регионами акцизов уже не первое. Еще в сентябре Сергей Степашин, выступая в Думе, уверял, что не обеспечены компенсациями по отмене налога с продаж 27 регионов на общую сумму 18,7 мрлд руб. Хотя со стороны Минфина это скорее ошибка расчета, чем сознательное решение урезать доходы регионов. Как выяснило ведомство Степашина в ходе тематической проверки по вопросам развития налоговой базы и своевременности поступления акцизов, Минфин просто завысил прогнозы по объему производства алкоголя. В 2002 году алкогольные акцизы принесли в бюджет 24,5 млрд руб., в 2003 году, по данным Минфина, ожидается поступление 86% от запланированных 24,6 млрд руб. Но на 2004 год запланировано почему-то 29 млрд рублей.
При этом, по данным СП, ежегодное увеличение ставок акцизов на алкогольную продукцию приводит к увеличению розничных цен, что при недостаточно высокой покупательной способности населения вызывает сокращение спроса, а следовательно, сокращение производства.
Кроме того, производители алкоголя успешно скрываются от уплаты акцизов. У аудиторов палаты есть для этого даже специальный термин -- «миграция мощностей». Это значит, что организации -- производители алкоголя, накопив задолженность по налогам, закрываются и вновь регистрируют производственные мощности как новое юридическое лицо.
Не учел в расчетах Минфин, по мнению аудиторов СП, также и тот факт, что со следующего года меняется порядок взимания акцизов. Если раньше 50% акциза платили производители ликероводочной продукции, а 50% -- оптовые продавцы при реализации ими алкоголя, то с 2004 года на склады оптовых продавцов переносится основная нагрузка по уплате акцизов -- 80%. При этом, как выяснили аудиторы СП, с оптовиков, которые создают цепочки по передаче товара с одного склада на другой, акциз собрать очень сложно. Так что исполнение региональных бюджетов будет зависеть от того, будут ли пойманы недобросовестные оптовики или же нет.
Ирина СКЛЯРОВА