Время новостей
     N°204, 30 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.10.2003
Сбербанк-2009
Госгарантии по вкладам в Сбербанке могут прожить еще долго
Один из самых спорных вопросов финансовой реформы -- о лишении Сбербанка государственных гарантий по депозитам -- близок к разрешению. Рабочая группа по закону о страховании вкладов вчера предложила сохранить 100% гарантии для Сбербанка до 1 января 2009 года, а не до 2007 года, как предполагалось раньше. Банкиры этим решением недовольны и призывают уравнять «Сбер» с остальными участниками рынка сразу после вступления закона в силу.

Законопроект «О страховании вкладов в банках» принят Госдумой в первом чтении 17 сентября. При этом депутаты чуть ли не единогласно высказались против статьи 41, согласно которой возврат вкладов физлиц в Сбербанке «обеспечивается субсидиарной ответственностью Российской Федерации <...> до 1 января 2007 года». Вчера вопрос обсуждался на заседании рабочей группы по подготовке закона ко второму чтению. Как сообщил газете «Время новостей» зампред банковского комитета Думы Павел Медведев, группа «решила подготовить поправку по Сбербанку, продлевающую госгарантии до 1 января 2009 года».

Кроме того, поправка изменит порядок начисления взносов банков в страховой фонд под управлением Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). До сих пор подразумевалось, что взносы будут переводиться всеми банками на один счет (или в одну «корзину»), однако теперь рабочая группа предлагает выделить отдельный счет для Сбербанка. «Корзины разделяются и объединяются после того, как в течение одного календарного года доля Сбербанка на рынке частных вкладов не превысит 50%, -- поясняет г-н Медведев, -- но не позже 1 января 2009 года».

Как известно, сейчас Сбербанк, на счетах которого находится более 27 млрд долл. граждан, контролирует долю на уровне 65%. А согласно расчетам, которые не раз приводила газета «Время новостей», отчисления «Сбера» в фонд будут составлять более 100 млн долл. в год.

Во вчерашнем заседании на Охотном ряду не участвовали два ключевых для закона чиновника -- замминистра экономического развития Аркадий Дворкович и первый зампред Центробанка Андрей Козлов. Однако близкий к Минэкономразвития источник газеты «Время новостей» уверяет, что «и правительство и ЦБ готовы обсуждать предлагаемые Думой варианты». Выяснить позицию чиновников вчера не удалось -- г-н Козлов находился в командировке за пределами России, а г-н Дворкович до вечера был занят на совещании у своего шефа Германа Грефа.

Как ожидается, официально они выскажут свою позицию в следующий понедельник, когда текст поправки будет окончательно утверждаться рабочей группой. Пока недовольство предложением депутатов высказали банкиры. Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян говорит, что «продление неравенства между банками не пойдет на пользу ни самому Сбербанку, ни рынку в целом». Он называет оптимальным вариантом «дедушкину оговорку», т.е. сохранение госгарантий по тем вкладам в «Сбере», которые были открыты до вступления закона в силу.

За этот вариант ранее высказывались и члены бюро РСПП, недавно подключившиеся к дискуссии о страховании вкладов (см. «Время новостей» от 16 октября), и Андрей Козлов. «Дедушкина оговорка» может решить половину проблем, связанных с членством Сбербанка в системе страхования», -- говорил он еще весной. Видимо, теперь об оговорке можно забыть. В пресс-службе «Сбера» вчера заявили, что «банк поддерживает законопроект о страховании вкладов», а в новом варианте, о котором говорят депутаты, «он ближе к здравому смыслу».

Между тем в минувший понедельник свои предложения ко второму чтению закона в Думу направила администрация президента. Кремль ни словом не упоминает про «Сбер», зато критикует критерии допуска банков в систему страхования, разработанные ЦБ. В законе их четыре («финансовая устойчивость; прозрачность структуры собственности; удовлетворительное качество текущего управления <...>; удовлетворительное качество стратегического управления и бизнес-планирования»). По мнению администрации, критерии слишком сложны, поэтому следует сохранить только один из них -- критерий финансовой устойчивости.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ