|
|
N°204, 30 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Утраченные файлы
Следователи и рекламщики спорят о содержании серверов
Генпрокуратура впервые после ареста Михаила Ходорковского вчера выступила с новой порцией информации по ходу расследования «дела ЮКОСа». Новости, правда, касались не самого главы компании, а результатов изучения следователями материалов, изъятых в ходе проведенного еще 23 октября обыска в московском Агентстве стратегических коммуникаций (АСК). Впрочем, этого также оказалось достаточно, чтобы поддержать ход расследования на должном уровне скандальности. Как уже сообщалось, АСК формально не имеет отношения к ЮКОСу, а известно в первую очередь тем, что является основным партнером партии «Яблоко» по информационно-аналитическому и PR-обеспечению ее предвыборной кампании. В связи с этим сам факт обысков в АСК наделал много шума (тогда лично Григорий Явлинский потребовал объяснений от Генпрокуратуры по поводу изъятия партийных материалов). Вчера же подчиненные г-на Устинова подтвердили, что обыск в АСК был не напрасным и там нашлась масса материалов, непосредственно касающихся работы ЮКОСа, в том числе и по уклонению от уплаты налогов. Сообщение Генпрокуратуры об этом, причем сразу, вызвало предельно жесткую реакцию руководства АСК, которое прямо обвинило прокуроров во лжи. Одновременно, вчера же, появилась и одна принципиально важная политическая новость в связи с "делом ЮКОСа". Как сообщил газете "Время новостей" источник в Белом доме, премьер Михаил Касьянов сохранил свою прежнюю позицию по этому поводу (а он уже не раз критиковал прокуратуру за открытое давление на компанию г-на Ходорковского), и в ближайшее время может ее озвучить.
Представители Генпрокуратуры вчера напомнили, что обыски в АСК проводились непосредственно в рамках «основного» «дела ЮКОСа» -- о хищении и уклонении от уплаты налогов структурами, подконтрольными нефтяной компании. Именно в ходе этого расследования еще летом был арестован глава МФО «МЕНАТЕП» Платон Лебедев, а недавно сам г-н Ходорковский. По данным Генпрокуратуры, в результате этого обыска в офисе агентства были изъяты пять серверов. При их изучении следователи выяснили, что информация на двух изъятых серверах стерта. Как оказалось, на них была установлена специальная программа, автоматически уничтожающая все данные при несанкционированном доступе. Сейчас эксперты пытаются восстановить утраченные файлы. Три других сервера пока изучены примерно на треть, но и этого объема информации оказалось достаточно для первых выводов. По сообщению Генпрокуратуры, среди прочего там были обнаружены финансовые документы, оперативные материалы по работе ЮКОСа, а также базы данных налоговой полиции, связанные с расследованием по этой компании. По имеющимся сведениям, следователи якобы нашли документы об оперативных разработках и служебной переписке ФСНП по фактам уклонения компании г-на Ходорковского от уплаты налогов. При этом там изложены и схемы, которые теперь вменяются в вину руководству ЮКОСа Генпрокуратурой. Как эти материалы попали в АСК, следователи только намерены выяснить. Также в Генпрокуратуре сообщили, что обнаруженные в АСК бесхозные 700 тыс. долл. (представители агентства сразу заявили, что не знают, откуда следователи взяли эти деньги) были в упаковках с кодами одного из банков в штате Атланта (США), и следствие также собирается выяснить, как они попали в Россию. При этом в Генпрокуратуре подчеркнули, что на данный момент никаких материалов по предвыборной кампании «Яблока» среди изъятого в АСК не обнаружено, и в случае обнаружения представители Генпрокуратуры «гарантируют сохранение их конфиденциальности».
В самом АСК сообщение Генпрокуратуры об обыске в их офисе вызвало настоящую бурю эмоций. Глава агентства Вадим Малкин вчера заявил нашему корреспонденту: «Большего бреда и большего вранья я не слышал в своей жизни. Генпрокуратура, по-моему, уже не гнушается открытой ложью. Или они вообще не понимают, о чем говорят. Там сообщают, что изъяли у нас пять серверов, но у нас их столько никогда не было. Из изъятых -- только два сервера, а остальные на техническом языке называются рабочими станциями, попросту -- обычные компьютеры, на которых работали наши сотрудники. И никаких схем по уводу налогов, вообще документов по ЮКОСу и тем более налоговой полиции там не могло быть в принципе. Единственное, что они могли принять за базу ФСНП, -- это установленная на одном компьютере обычная бухгалтерская программа, но это может говорить лишь об уровне компетентности тех, кто в прокуратуре нами занимается. Из изъятых в бумажном виде документов у нас изъяли только два -- устав АСК и решение учредителя о создании компании. Все наши финансовые документы никто не забирал. Они говорят, что приглашали наших представителей будто бы присутствовать при работе с изъятыми серверами, но этого и в помине не было. В целом мне представляется, что результаты по обыску у нас либо уже сфальсифицированы, либо нас просто запугивают такой возможностью. Мы обязательно будем обращаться в суд, если понадобится -- и в международные инстанции, чтобы Генпрокуратура и г-жа Вишнякова (представитель Генпрокуратуры, сообщивший вчера информагентствам о результатах обыска в АСК. -- Ред.) отвечали за свои слова и действия. Такие заявления говорят только о том, что Генпрокуратура стала над законом, а сейчас начинает фазу открытого беспредела. И сейчас я уже просто начинаю опасаться за своих сотрудников». Г-н Малкин также сказал, что вчера вечером на допрос в Генпрокуратуру была вызвана гендиректор АСК Ольга Патрушева, но чем он закончился, на момент подписания номера еще не было известно.
Что касается самого г-на Ходорковского, то о нем новостей было немного. Адвокат бизнесмена Антон Дрель сказал лишь, что вчера с клиентом были проведены следственные действия, но, ссылаясь на данную следствию подписку о неразглашении, не уточнил, какие именно. Также адвокат добавил, что следователи уже наметили дальнейший план общения с главой ЮКОСа и со вторника его интересы представляет еще один, второй, адвокат.
Алексей ГРИШИН