Время новостей
     N°204, 30 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.10.2003
Берни Экклстоун не спешит на покой
Однако имена возможных преемников уже названы
В последние годы практически каждое межсезонье регулярно возникают спекуляции относительно ухода на покой владельца «Формулы-1» Берни Экклстоуна. Не является исключением и нынешняя осень. Однако во вторник английский бизнесмен отпраздновал очередной день рождения, и в свои 73 года Берни не жалуется на здоровье и много работает. И это невзирая на то, что Экклстоун является одним из самых богатых людей в Великобритании, его состояние оценивается в 3,5--4 млрд долларов.

На место босса «Ф-1» метят три реальных претендента: Эдди Джордан, Жан Тодт и Дэвид Ричардс. Способны ли эти люди стать для «Ф-1» чем-то соизмеримым с Берни -- вопрос. Не менее интересный вопрос, кому Экклстоун со временем предложит занять свое место.

Эдди Джордан -- владелец команды «Джордан», дела у которой идут в последнее время плохо. За три сезона выиграна только одна гонка, потеряно несколько ценных специалистов. Долги «Джордана» составляют около 30 млн долл. Возможно, Эдди продаст свое детище американскому пилоту Роджеру Пенске, владеющему командой в гоночной серии «Инди». Кандидат номер два -- спортивный директор «Феррари» Жан Тодт хорошо всем известен. Под его руководством команда выиграла пять Кубков конструкторов подряд. Француз пришел в «Ф-1» из ралли и сразу добился успеха.

Дэвид Ричардс с 2001 года глава БАР, одного из самых амбициозных проектов «Ф-1» за последнее время. Ричардс пробует восстановить БАР от последствий работы Крейга Поллака, действия которого давно стали иллюстрацией того, как не надо управлять командой. Уволенный недавно Жак Вильнев за пять лет своей карьеры в БАР получил 80 млн долл. и не выиграл ни одной гонки. При этом у пилота всегда были претензии к качеству болида. Сам Ричардс известен удачным руководством раллийной командой «Субару Продрайв». В 1998 году он продал 49% акций «Субару» за 50 млн долл. и решил продолжить карьеру в «Ф-1». В 1997--1998 годах Ричардс возглавлял «Бенеттон».

К этому списку претендентов в теории можно добавить несколько фамилий, но масштаба Экклстоуна им вряд ли достичь. Хотя бы потому, что в «Ф-1» прошло время революционных изменений и теперь серией нужно просто управлять. Как это делать максимально удачно, всем давно продемонстрировал Экклстоун. Его методы и дальновидные решения стали легендарными.

После неудачной попытки стать гонщиком «Ф-1» Экклстоун на время оставил гонки и начал заниматься бизнесом. В частности, сдавал внаем машины для участия в соревнованиях и был менеджером нескольких пилотов. В 1971 году Берни окончательно переключил свои усилия на «Ф-1» и купил команду Brabham, испытывающую тогда серьезные проблемы. Достаточно скоро дела пошли на лад: Экклстоуну удалось заключить несколько контрактов со спонсорами. Однако совсем не к успехам отдельной команды стремился англичанин.

Со временем он возглавил Ассоциацию конструкторов «Формулы-1». Целью этой организации было защищать права команд и добиваться для них максимальной прибыли. Берни убедил участников чемпионата в ненужности компании «Гран-при Интернэшнл», которая владела тогда всеми коммерческими правами на «Ф-1». Его поддержали, и фирма была устранена. Тут в игру вступила ФИА, метившая на вакантное место. Разразился скандал. В результате решили, что ФИА по-прежнему будет устанавливать правила чемпионата, а контроль над финансовой частью возьмет на себя Экклстоун. После этого вся власть в «Ф-1» перешла в руки Берни. Неугодный президент ФИА Жан-Мари Балестра был сменен на Макса Мосли.

Следующем шагом Экклстоуна стало превращение «Ф-1» в привлекательный для спонсоров продукт. В 80-е годы телевидение не считалось перспективной областью, и Берни скупил по дешевке все права на телетрансляции. Никто не хотел показывать Гран-при целиком, и понадобилась масса усилий, чтобы убедить каналы попробовать новинку. Новшество имело успех, особенно это понравилось спонсорам: теперь их рекламу на болидах могли видеть миллионы телезрителей. Так «Ф-1» приняла свой современный вид.

В руках Берни находится все: рекламные права, договоры с телевидением, контракты на проведение Гран-при. Каждая страна, желающая иметь у себя этап «Ф-1», должна заплатить за это право. Сами команды получают 47% прибыли от «Ф-1», это давно стало поводом для недовольства. Возникла группа из ведущих участников чемпионата -- GPWC. Она пытается бороться с всемогуществом Экклстоуна. Руководители команд предпочли забыть, кто сделал «Ф-1» машиной для добывания денег. Все считают, что время Экклстоуна прошло. Сам он уходить не собирается. Однако понятно, что Берни не вечен, и он обязательно воспользуется правом выбрать себе наследника.

Илья ЗАХАРОВ