|
|
N°204, 30 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наглая статистика
Каждый, кто изучал дисциплину под названием «общая теория статистики», наверняка помнит бессмертные слова Отто фон Бисмарка о том, что «существует три вида лжи», а именно «ложь, наглая ложь и статистика». Ясно, почему Бисмарк поставил статистику на ударное третье место -- «железный канцлер» углядел в ней особенную мощь: в точные цифры можно втиснуть любое содержание. До недавних пор казалось, что эта максима справедлива относительно всех сфер жизни, исключая поп-музыку. Но, как в старом анекдоте, «оказалось -- не казалось».
Последнее время информационные агентства и сайты, посвященные музыке и развлечениям, сообщают о невероятном прорыве черной музыки в США. В хит-парадах на первых местах сплошь афроамериканцы. Читай -- рэперы. Это очень мило, и дай бог рэперам здоровья (которое при их образе жизни сохранить трудно), но все-таки к нам не относится. В музыке Америке трудно быть примером для России -- традиции другие, люди другие, жизненный уклад... Но не все думают о таких глупостях, как разница культур, менталитетов, языков наконец. «Массовое -- значит всехнее!» -- считают у нас, и вот уже рэп и другие коммерчески успешные черные жанры заполоняют отечественные телеканалы (хотя бы российское MTV). А отечественные продюсеры, соответственно, с упорством, достойным лучшего применения, затевают бесконечные скучные и полупровальные рэп- и арэнби-проекты в надежде, что если уж там "прокатило", то и у нас наверняка пойдет.
Тут-то и вспомнился Бисмарк. Статистика (здесь представленная хит-парадами) в очередной раз всех обманула. Дело в том, что в США черная музыка в хит-парадах завоевала такое прочное место только благодаря одному техническому моменту, а именно: хит-парад составляется на основе продаж легальных компакт-дисков (и даже есть специальная электронная система, следящая за ежеминутными объемами продаж, ежеминутно же сообщая результат). Сводные чарты журнала «Биллборд» (который, собственно, и зафиксировал в прошлом месяце невиданный доселе «прорыв» рэперов) составляются на основе продаж и ротации на радио. Но учитываются в основном предпочтения афроамериканского населения, так как именно эта публика покупает диски в магазинах, слушает FM и смотрит MTV. А белые в основном переходят на другие источники информации: качают (и необязательно по-пиратски, забесплатно!) музыку с Интернета, слушают спутниковое радио... И все меньше и меньше смотрят MTV.
Хорошо, черт с ними, с погрешностями, -- сейчас много разных аудио- и видеоносителей, интернет-пиратства и прочих новинок. Придет время -- все поправится, методы расчетов подвергнутся корректировке. Но пока все эти неточности имеют какой-то неприятный идеологический привкус. Благодаря которому у многих наших соотечественников (причем и из числа тех, что отвечают «за популярную музыку») правильное утверждение «рэп -- исконно американская музыка» уже в голове перевернулось, превратившись в новое: «американская музыка -- это рэп». Американская музыка прекрасна. Ландшафт ее бесконечно ярок и разнообразен. Простирается от "корневых" кантри, блюза и джаза до какого-нибудь психоделического рока, электронной музыки, разных этнических (точнее -- world-music) направлений и академической музыки (минимализм). А нам -- опять двадцать пять: рэп, арэнби, Штаты, черные, все черное... Будь так, Россия ассоциировалась бы только со Шнуровым и «Ленинградом» или группой «Руки вверх». Ведь по статистике матерные песни «Ленинграда» и слезливые «Рук» -- неизменно в десятке самых продаваемых. Но это по статистике. А хочется ведь еще и по правде!
Александр БЕЛЯЕВ