|
|
N°203, 29 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Украинцы копают под Россию
Нефтяные месторождения на Азове малы, но рентабельны
Премьер-министр России Михаил Касьянов вчера еще раз подтвердил "принципиальные" договоренности с Украиной относительно острова Тузла: Россия обязуется пока не продолжать работы по восстановлению косы, а украинская сторона выведет с острова Тузла свои войска. Г-н Касьянов подчеркнул, что в случае полного восстановления косы сухопутная граница между Россией и Украиной может пройти и по ней.
Между тем украинские пограничники продолжают нести службу в усиленном режиме, и как заявили в пограничном ведомстве Украины, приказа убрать заставу с острова не поступало.
Глава думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин вчера пообещал журналистам скорую развязку конфликта вокруг Тузлы и пригласил туда всех желающих, чтобы полюбоваться зрелищем, которое, по его мнению, будет "не менее эффектно, чем солнечное затмение". По словам г-на Рогозина, земснаряд, которым украинцы углубляют дно пролива, чтобы размыть российскую дамбу, грозит главным образом самим украинцам. «Поезжайте на косу, вы сами увидите, что течение размоет не дамбу, а сам остров Тузла, который уйдет под воду вместе со всем высадившимся на нем войском», -- ехидно заметил г-н Рогозин.
Завтра же переговоры о разделе Азово-Керченской акватории продолжат в Киеве министр иностранных дел России Игорь Иванов вместе со своим украинским коллегой Константином Грищенко. И хотя, по словам замглавы российского МИДа Александра Яковенко, сооружение дамбы «продиктовано хозяйственно-экологическими основаниями и не имеет отношения к переговорам по статусу Азово-Керченской акватории», можно не сомневаться, что вопрос о Тузле будет самым горячим.
Ведь претензии России на этот клочок земли и строительство дамбы в Керченском проливе в Киеве расценивают как попытку давления при разделе Азово-Керченской акватории. Дело в том, что в 2001 году, когда после «кассетного скандала» кресло под президентом Леонидом Кучмой зашаталось, он в поисках поддержки из Москвы пообещал Владимиру Путину не настаивать на делимитации акватории и считать ее внутренними водами двух стран. В таком случае вопрос о «водной» границе по Азовскому морю и Керченскому проливу не возникал, в лучшем случае было бы разграничено лишь дно. Россия смогла бы регулировать пребывание во внутренних водах всех иностранных судов, в том числе военных, и привлечь инвестиции для разработки морских нефтегазовых месторождений -- иностранные компании не станут вкладывать деньги, не зная, какой стране эти месторождения принадлежат. В то же время такой сценарий позволял торговаться с Украиной о величине «паев» при разделе морского дна (в потенциально украинских водах нефтегазовых месторождений больше).
Теперь позиция Киева изменилась, и в понятие «внутренние воды» он вкладывает иной смысл, нежели Россия. Украинский премьер Виктор Янукович во время последнего визита в Москву настаивал на разделе Азова и по дну, и по водной поверхности. При этом украинцы готовы подписать документы, гарантирующие безопасность России. Ведь Украина после вступления в НАТО может открыть доступ в Азово-Керченскую акваторию иностранным военным судам и блокировать российские порты на Азове.
О том, что на дне Азовского моря есть газ и нефть, было известно еще в советские времена, однако разработку этих месторождений считали неперспективной. В небогатой энергетическими ресурсами Украине вспомнили об азовских газовых месторождениях лишь в 1996 году, когда правительством была утверждена комплексная программа освоения Азово-Черноморского шельфа. Как заявил корреспонденту газеты "Время новостей" украинский эксперт по вопросам ТЭК Владимир Сапрыкин, «разведанные нефтегазовые запасы Азово-Керченской акватории составляют всего 4% (около 25--30 млн тонн) от общеукраинских. Все азовские месторождения -- средние и мелкие, однако нефть и газ залегают на небольших глубинах, поэтому их добыча рентабельна. Отсутствие делимитации мешает разработке». Однако в самом Керченском проливе, где Россия начала строительство дамбы, доказанных нефтегазовых месторождений нет, заявил вчера представитель «Черноморнефтегаза».
Сто тысяч долларов за погибшего
На переговорах в Киеве министр иностранных дел Игорь Иванов должен определить также условия выплаты компенсаций родственникам российских пассажиров самолета Ту-154, сбитого украинской ракетой над Черным морем более двух лет назад. Общая сумма 15 исковых требований к минобороны Украины превышает 10 млн долл. Ранее Москва предложила украинскому правительству увеличить компенсацию за каждого погибшего россиянина с 32 тыс. долл. до 100 тысяч. На переговорах в конце октября вопрос выплат должен быть урегулирован окончательно, заявлял ранее замминистра иностранных дел Украины Александр Чалый.
Самолет Ту-154 российской авиакомпании «Сибирь», следовавший из Тель-Авива в Новосибирск, был сбит 4 октября 2001 года украинской ракетой С-200, выпущенной в ходе учений сил ПВО. Это подтвердили выводы правительственной межведомственной комиссии Украины и комиссии Межгосударственного авиационного комитета СНГ. В результате катастрофы погибли 78 человек: 66 пассажиров (преимущественно граждане Израиля) и 12 членов экипажа (граждане России). Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев
Валентина КУЛЯБИНА, Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев, Иван СУХОВ