|
|
N°203, 29 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Посадка с отклонением
Возвращение на Землю опять не обошлось без нареканий
Вчерашнее утро в подмосковном Центре управления полетами вновь выдалось довольно нервным. Перед специалистами российского ЦУПа стояло как минимум две задачи: не просто обеспечить посадку спускаемого аппарата «Союз ТМА-2» с Юрием Маленченко, американским астронавтом Эдвардом Лу и испанцем Педро Луке, но и сделать это красиво -- без сбоев и замечаний со стороны партнеров по проекту Международной космической станции. К этому спуску было приковано особое внимание коллег из НАСА, поскольку предыдущая посадка была хоть и штатной, но проходила с осложнениями. 4 мая «Союз ТМА-1» вышел из режима управляемого приземления и перешел на баллистическую траекторию. В результате корабль «промахнулся» на целых 400 километров, а посадка была несколько «некомфортной».
С первой задачей российские специалисты справились блестяще -- как, собственно, и обещали накануне. Спускаемый аппарат благополучно приземлился в районе казахского города Аркалык в 5 часов 40 минут по московскому времени. По словам руководителя полета российского сегмента МКС Владимира Соловьева, в целом «процедуры посадки, торможения и работы двигателя проходили без замечаний» и корабль приземлился всего в 3--4 километрах от заданного района.
Однако повод для ехидных замечаний американцев все же появился. Перед закрытием люков и расконсервацией "Союза" произошла несанкционированная переориентация станции, которая потребовала немедленной реакции со стороны наземных служб. Как позднее пояснил журналистам заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» Валерий Рюмин, «по непонятной пока причине включились двигатели на корабле, которые развернули станцию приблизительно на 25 градусов». В результате МКС и «Союзу» пришлось потратить дополнительное топливо для возвращения станции в исходную ориентацию. В качестве предварительной версии этого происшествия представитель «Энергии» назвал неправильные действия космонавтов: «Включиться двигатели могли, только если экипаж откинул крышку, закрывающую две команды, которые надо выдать, чтобы это произошло». На «человеческий фактор» как одну из причин, которая могла привести к такому повороту событий, указывали и представители «Росавиакосмоса». Однако с окончательными выводами в космических структурах, естественно, не торопятся, тем более что позднее сотрудники ЦУПа стали доказывать, что эта ошибка не только не создала проблем при отстыковке «Союза» от МКС, но и чем-то даже помогла. Оперативный дежурный Центра управления полетами отметил, что перед расстыковкой орбитальную станцию приходится разворачивать на 90 градусов, и команда двигателям на этот поворот была дана несколько преждевременно. В любом случае обстоятельное расследование причин раннего включения двигателей начнется, когда космонавты придут в себя после посадки. К вечеру экипаж «Союза» доставили из Казахстана в Звездный городок под Москвой, где им предстоит пройти курс реабилитации.
Оставшимся же на борту МКС Александру Калери и Майклу Фоуэлу утреннее происшествие неприятностей в дальнейшем не сулит. По словам представителей «Росавиакосмоса», хоть корректировка ориентации и потребовала дополнительной работы двигателей, запасов топлива на орбите достаточно для того, чтобы экипаж восьмой основной экспедиции мог спокойно работать до прибытия очередного грузового корабля «Прогресс», запуск которого запланирован на январь.
Владимир ДЗАГУТО