|
|
N°58, 03 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Весеннее обострение
Интересы США и КНР столкнулись над Южно-Китайским морем
Президент США Джордж Буш созвал вчера заседание Совета национальной безопасности для обсуждения ситуации с американским самолетом-разведчиком, оказавшимся "в китайском плену". В Пекине прошло аналогичное совещание военно-политической верхушки. Инцидент в воздушном пространстве над Южно-Китайским морем резко осложнил отношения США и КНР, заставив вздрогнуть многие страны Азии. Столкновение в воздухе самолета-разведчика ВМФ США EP-3 Aries II и китайского истребителя Цзянь-8 окончилось для Китая гибелью машины (и, судя по всему, пилота). Получивший повреждения разведчик с 24 членами экипажа на борту без разрешения приземлился на китайском военном аэродроме Линшуй на южной оконечности острова Хайнань.
Жесткая линия новой администрации США вступила в противоречие с непреклонной линией Пекина на защиту своего национального суверенитета. Переведя КНР из «стратегических партнеров» в «стратегические соперники», президент Буш сыграл на руку консерваторам в китайском руководстве. И в контексте общего роста напряженности в отношениях двух стран первоапрельский инцидент выглядит нешуточным. Вашингтон не раз давал понять, что ему наплевать на опасения Пекина по поводу продажи американского оружия на Тайвань или планов создания национальной ПРО. Китай ответил на это «закручиванием гаек» -- в феврале по подозрению в шпионаже в пользу США были задержаны двое китайцев.
И вот Китай получил в свои руки «трофей» в виде набитого новейшей радиоэлектронной аппаратурой EP-3 и двух дюжин американских военнослужащих. Официальные лица США не устают повторять, что EP-3 является «суверенной территорией» США, куда вход китайским военным строго запрещен. Но тут есть варианты: когда в 1979 году предатель Беленко угнал в Японию МиГ-25, этот кусок «суверенной территории» СССР был немедленно вывезен для исследований в США. Китай отстает в военной электронике, так что изучение «начинки» EP-3 станет для него хорошим вознаграждением за унизительную пощечину от американцев, сорвавших покупку в Израиле передовых радаров воздушного базирования Phalcon.
Пекин предпочитает выдерживать паузу, что выводит американцев из себя. Со времени происшествия прошло уже почти двое суток, а срочно вылетевшим на Хайнань военному и военно-морскому атташе посольства США в КНР до сих пор не разрешили увидеть ни самолет, ни его экипаж. Посол Джозеф Пруэр назвал эту затяжку «необъяснимой и неприемлемой». Видный американский эксперт по китайской армии Дэвид Шамбау полагает, что происшествие имеет шансы перерасти в «большой международный инцидент», если китайцы начнут копаться в оборудовании самолета. Официальные лица США начали запугивать КНР, сообщив, что рядом с островом Хайнань дежурят три американских эсминца.
Китай намерен торговаться с Вашингтоном на предмет извинений и компенсаций. По официальной версии Пекина, когда следившие за американцем два китайских истребителя находились в 104 км к юго-востоку от Хайнани, «самолет-разведчик США, неожиданно повернувшись в их сторону, протаранил одного из них носовой частью и левым крылом». Ответственность за крушение «полностью лежит на американской стороне».
Представитель МИД КНР Чжу Банцзао заявил, что 24 члена экипажа американского самолета «размещены надлежащим образом», а китайская сторона оставляет за собой право «вести с США дальнейшие переговоры по поводу вторжения американского самолета в воздушное пространство КНР и его посадки в китайском аэропорту без разрешения китайской стороны».
На закате «холодной войны» нечто подобное произошло на северных рубежах СССР. В сентябре 1987 года над Норвежским морем Су-27 столкнулся с норвежским Р-ЗВ Orion (на его основе создан EP-3 Aries II). Тогда советский летчик умышленно «выдавливал» разведчика из зоны маневров флота. Противостояние окончилось повреждением лопастей винта двигателя Orion и разрушением части киля Су-27, но оба самолета благополучно вернулись домой. Но Цзянь-8 (китайская модификация МиГ-21) такой живучестью и маневренностью не отличается, что и привело к трагедии.
Командующий вооруженными силами США в районе Тихого океана адмирал Деннис Блэр возложил вину на Китай. Он назвал действия китайского пилота «примером чрезвычайно небезопасного поведения» -- скоростной и маневренный китайский истребитель должен был держаться в стороне от громоздкого и тихоходного разведчика. Блэр посетовал, что в последние месяцы китайцы все более агрессивно пытаются перехватывать летающих вдоль их границ американских разведчиков.
Развязка этой истории будет зависеть от благоразумия и уступчивости сторон. Требование Блэра допустить на аэродром бригаду ремонтников для починки поврежденного EP-3 звучит издевательски -- в конце концов, это военный объект, куда американца никто не приглашал. А сам EP-3, если его только не починят сами китайцы, далеко не улетит -- не будь положение по-настоящему критическим, американский пилот постарался бы дотянуть до Гонконга или Филиппин, где у него не было бы потом неприятностей.
Предположим, что самолет «застрял», а экипаж, прежде чем его вывезли с аэродрома в военную гостиницу, не успел уничтожить секретное оборудование. Поскольку борт буквально напичкан секретами, их можно уничтожить только вместе с самолетом. Но если США решатся на это, нанеся по китайскому аэродрому «точечный удар», Китай может ответить силой. А это чревато началом локальной войны.
Александр ТИМОФЕЕВ