|
|
N°202, 28 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Режиссер Сергей Соловьев о Леониде Филатове
-- Сергей Александрович, вы сняли фильм «Избранные» с Леонидом Филатовым в главной роли. Как вы выбрали его на эту роль?
-- Я тогда был в Колумбии, на роль утвердили Сашу Кайдановского, но его не пустили. И тогда я в ужасе стал вспоминать актера, который мог бы сыграть этого необыкновенно сложного героя. Я мучительно перебирал актеров, которых когда-либо знал, и вспомнил Леню. Вспомнил прежде всего как поэта, поскольку он писал множество пародий, в которых была не столько насмешка над другими, сколько удивительно яркое и красивое личное творчество. А потом в памяти всплыло его лицо. Знаете, раньше говорили, что на Таганку пришел «очень красивый молодой актер с белогвардейской внешностью». И вот эта его чистая поэтичность, его аристократическая внешность стали для меня решающими. Когда ехал встречать Леню в Боготе, сомневался: а вдруг этот облик -- мои абстрактные соображения о человеке? Вдруг приедет совсем другой? А приехал человек, в сто раз лучший, чем я о нем думал. Это фантастический, превосходнейший, тончайший человек, это личность, он в сотни раз лучше, чем все, что им написано, сыграно. Он был одним из самых хороших людей, которых я видел.
-- Это выражалось в его совестливости?
-- Да нет, не только. Просто он был безупречно хорошим человеком. Господь Бог и родители Лени выполнили ту задачу, о которой говорил еще Достоевский. Леня был положительно прекрасным человеком, ангельской душой.
-- Что вы видели в нем как в артисте, какова была его артистическая индивидуальность?
-- Его артистической индивидуальностью был он сам. Он был человек талантливый во всем -- актер замечательный, телеведущий, превосходный прозаик, чудесный поэт. Он был очень умен, необыкновенно красив, обладал утонченнейшим чувством юмора. Все это вместе и образовало его актерскую индивидуальность -- и ум, и талант, и юмор. Он сделал, наверное, одну десятую того, что мог и должен был бы сделать. Самое тяжелое говорить сейчас о Лене, который столько свершил, как о в общем-то не реализовавшемся человеке.
-- Когда вы ставили в театре «Содружество актеров Таганки» «Чайку», вам Филатов не понадобился?
-- Нет, почему же. Он играл Тригорина в очередь с Губенко. И больше того, первые признаки его роковой болезни мы заметили как раз, когда репетировали «Чайку». Я вдруг заметил, что он ногу из лодки вынимает двумя руками. А он говорит: «Знаешь, что-то нога затекает, не пойму, что такое». С болезнью он боролся мужественно -- еще полгода играл в «Чайке».
Беседовала Татьяна РАСТОРГУЕВА