|
|
N°202, 28 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Силовой соблазн
Крупные российские бизнесмены, так называемые олигархи, своими руками десять лет назад начали сплетать ту веревку, на которой их сегодня обещают повесить. Многие руководители банка «МЕНАТЕП» и группы ЮКОС откровенно радовались, когда служба охраны президента укладывала «мордой в снег» людей из группы Мост-банка, т.е. Владимира Гусинского. От предостережений, что такое когда-нибудь и с ними может случиться, бизнесмены из ЮКОСа только рукой отмахивались. Сегодняшний «либеральный политик» Борис Березовский часами просиживал в приемной Александра Коржакова, чтобы через близкого к президенту человека из КГБ продвигать какие-то свои комбинации. Унижаясь перед силовиками либо впадая в манию величия и утверждая, что власть в России должна исполнять волю крупного капитала, Борис Березовский сплетал ту же самую веревку.
Он и его коллеги хотели видеть власть в качестве инструмента, которым они так или иначе смогут манипулировать. Законы должны применяться, с этой точки зрения, весьма избирательно и писаны они не для всех в равной степени.
Вот и дожили... только вчера эта избирательность для кого-то была со знаком «плюс», а сегодня со знаком «минус».
Но это не повод для злорадства. Права Михаила Ходорковского должны быть защищены от произвола не потому, что он самый богатый человек в России, а потому, что он человек и гражданин демократической России. Иначе никто и нигде не будет защищен от того же самого избирательного подхода.
Вместо того чтобы добиться установления демократического контроля общества над силовыми структурами, бизнес просто пытался прикупить их услуги в качестве «крыши» и «бригады» для наезда на конкурентов.
Дело контроля и в странах с более давней демократической традицией крайне непростое и хлопотное. Все зрители американских боевиков хорошо знают, что секретность и право на насилие создают невероятный соблазн злоупотреблений властью -- это основа, наверное, 50% детективных сюжетов. Но в кино этому злодейству противостоит только супермен-одиночка. И побеждает злодеев. В жизни все наоборот -- систему можно контролировать только системными же мерами. Публичная отчетность, гласность, парламентские обязательные слушания, разделенность спецслужб по сферам работы на основе единого закона, общественный парламентский публичный контроль за назначением руководителей.
Куча нерешенных экономических, социальных, политических проблем создает для властей соблазн, казалось бы, легко решить их все, одну за другой, с помощью силовых структур. Куда ведет такой путь, мы хорошо знаем по опыту нашей Родины.
Но если даже не пугать себя и других жупелом сталинизма, то стоит понимать и иные негативные сценарии, к которым мы сегодня можем скатиться.
Я бы назвал это «латиноамериканизацией» страны. В Аргентине времен президентства генерала Виделы или генерала Виолы был вроде бы и рынок, и какие-то иностранные инвестиции. Но решать все вопросы бизнесмены могли, только найдя «ход» к руководству военной хунты. Все это проделывалось, не отменяя формально законы. Только закон этот был по старинной русской поговорке «что дышло, куда повернул, то и вышло».
Затем дошло и до «эскадронов смерти» и внесудебных расправ с недовольными. А экономические вопросы решались, например, так. Денежные знаки на фабрике аргентинского госзнака печатались в дневную смену для всей страны по закону. А ночью их печатали для личного использования руководством хунты. По потребности и по понятиям.
Сергей Дубинин