|
|
N°202, 28 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гудбай, Маркс!
Поколение наследников Хонеккера выбирает капитализм
Последние из немецких социалистов отказались от идейного наследия. Это произошло на федеральном съезде Партии демократического социализма (ПДС) в саксонском городе Хемнице (до объединения двух Германий он носил имя Карл-Маркс-Штадт). 80% из 333 делегатов с мест высказались за новый курс и поддержали новую партийную программу.
Программный документ немецких социалистов-обновленцев отмечает «кризис социального государства», «бюджетный дефицит» и «экономический спад» в Германии. Тем не менее их симпатии однозначно на стороне «предпринимательской активности» и «получении прибыли». В программе ПДС эти «приводные пружины экономической жизни» чудесным образом уживаются с «социалистической ориентацией» партии.
Самая левая из легальных партий, представленных на политическом ландшафте Германии, ПДС, после распада ГДР стала правопреемницей хонеккеровской СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии). Значительная часть ее сторонников проживает в новых федеральных землях на востоке Германии. ПДС называют «партией седовласых коммунистов»: Две трети из 70 тысяч ее членов старше 60 лет, и лишь менее 4% не достигли 30.
Хотя в новых федеральных землях ПДС входит вместе с социал-демократами и христианскими демократами в тройку ведущих партий, на парламентских выборах прошлой осенью она не смогла преодолеть пятипроцентный барьер и с тех пор пребывает в самом глубоком кризисе за всю свою недолгую историю.
Год после федеральных выборов в ПДС ушел на внутрипартийные разборки, которые сводились к взаимным обвинениям противоборствующих партплатформ. Так, возглавившая год назад ПДС Габи Циммер была вынуждена оставить этот пост: товарищи по партии раскопали сведения о якобы ее былом сотрудничестве с восточногерманской спецслужбой Штази.
Пришедший ей на смену Лотар Биски не был новичком в кресле федерального председателя. В середине 90-х ему уже приходилось возглавлять ПДС. Ныне он поставил цель реформировать «старую гвардию» и укрепить партию на почве реальности. Новый курс немецких социалистов-демократов во главе с Биски, как оказалось, не имел ничего общего с традиционными заклинаниями экс-коммунистов о возможности построения «социализма с человеческим лицом».
Юрий ШПАКОВ, Берлин