|
|
N°58, 03 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Презумпция аварийности
Страховое лобби в Госдуме, похоже, приблизилось к исполнению своей заветной мечты. Вчера бюджетный комитет одобрил законопроект «Об обязательном страховании владельцев автотранспорта», и 5 апреля он будет рассмотрен на пленарном заседании.
Проект обязывает каждого купившего машину сразу застраховать гражданскую ответственность на случай ДТП. Правда, не указано, сколько придется платить. Определять базовую сумму будет Минфин, а страховые компании смогут впоследствии ее увеличивать, используя своеобразный коэффициент «опасности» водителя. Например, сумма может возрасти, если будет установлено, что водитель «способствовал» наступлению страхового случая. Впрочем, зампредседателя думского банковского комитета Владимир Тарачев считает, что для 95% автовладельцев ежегодные взносы по данному виду страхования составят 300--400 руб.
Согласно законопроекту предельная сумма страховых выплат составляет 400 тыс. руб., из которых 240 тыс. выплачиваются за ущерб, причиненный личности, и лишь 160 тыс. -- за вред, нанесенный имуществу. «Допустим, разбита дорогая иномарка, и в таком случае эти 160 тысяч могут не покрыть всех расходов, -- критикует проект адвокат Леонид Ольшанский. -- В таком случае пострадавший подаст в суд. Так что проект не является панацеей от аварий».
Предлагается ввести и санкции для незастраховавшихся. КоАП собираются дополнить положениями о том, что за банальное отсутствие страхового талона на лобовом стекле будет взиматься штраф в одну минимальную зарплату, а с вообще не застраховавшихся будут брать пять МРОТ. Более того, инспекторов ГИБДД хотят наделить правом снимать номера с незастрахованных машин.
Но конституционность проекта вызывает большие сомнения. «Нарушается принцип презумпции невиновности, -- считает Леонид Ольшанский. -- Все граждане по Конституции считаются добропорядочными, авторы же проекта исходят из того, что любой водитель обязательно кого-нибудь собьет или в кого-нибудь врежется».
Филипп СТЕРКИН