|
|
N°201, 27 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Глеб ПАВЛОВСКИЙ: "Жалкая кучка людей политически невежественных и безответственных"
-- Арест Михаила Ходорковского переводит политический кризис в очень жесткую фазу, потому что он демонстративен. Он сопровождается набором намеренно-оскорбительных для общества подробностей, включая то, что его арестовали, ничего не предъявив, а просто выволокли из самолета, препроводив бог знает куда. Эта форма возмутительна, и я думаю, что подобная практика может в очень короткий срок изменить атмосферу в стране.
Важный момент: с самого начала действия прокуратуры касались совершенно разных вопросов и отбирались явно по одному принципу -- чтобы они компрометировали именно ЮКОС. Это показывает, что перед нами нет честного следствия, а есть политика с использованием следственных инструментов.
Нам был обещан открытый процесс над Платоном Лебедевым, но сегодня мы видим, что речь идет не об открытом, а о показательном процессе сталинского типа. А показательный процесс -- это место, где создают чучело врага на потеху худшей части общества. Это репрессивный, тоталитарный популизм с расчетом на то, чтобы человек, который живет нищим, забыл о том, что он гражданин, и требовал мести. Это попытка заразить общество вирусом классовой мести. Это коррекция публично заявленного президентом политического курса стабильности и консолидации, попытка перехвата рычагов другими людьми и структурами за спиной Путина. Я думаю, что эти люди не смогли бы действовать от имени Генпрокуратуры, если бы не обладали высокими политическими позициями, в том числе и в Кремле. Это жалкая кучка людей политически невежественных и безответственных, которые мечтают о восстановлении олигархии в другой упаковке и о том, что Путин будет прикрывать их бесчинства.
Прокуратура загнала себя в тупик и теперь вынуждена извлекать доказательства ниоткуда -- может, они будут их выколачивать, может, имитировать. Но показательный процесс сложно сделать убедительным, даже у Сталина бывали срывы. Очень может быть, что они пойдут дальше, начнут наращивать обыски, аресты, стараясь запугать страну и политический класс, пока им не дали по рукам. Однако более вероятна попытка успокоить волнение, по возможности разобщить политические и общественные силы, чтобы избежать полной изоляции Генпрокуратуры и ее покровителей. Я думаю, что они сейчас пойдут на тактическое отступление, будут делать успокаивающие заявления, кого-то из мелких исполнителей могут наказать за излишества.
Что касается президента, то он высказал свою принципиальную позицию по политическим вопросам. Это демократическая позиция, и демократические силы имеют больше оснований ссылаться на президента, нежели Генпрокуратура и те, кто ее политически «крышует». В отношении же ареста Ходорковского Путин не обязан высказываться. Здесь вопрос шире: можно ли позволить группе сорвавшихся с колес чиновников вытворять все, что они хотят.
Глеб ПАВЛОВСКИЙ, президент Фонда эффективной политики: