|
|
N°201, 27 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Так кто расстрелял парламент Армении?
Странное сближение пострадавшей стороны и подсудимых
Сегодня исполняется четвертая годовщина теракта в парламенте Армении. Группа террористов, ворвавшись в зал заседаний парламента, в упор расстреляла находившихся там руководителей и членов армянского Национального собрания и правительства. Девять убитых, множество раненых. Среди жертв теракта были самые харизматические фигуры армянской политики -- спикер парламента Карен Демирчян и премьер-министр Вазген Саркисян.
Волею судьбы четвертая годовщина теракта совпала с окончанием в эти дни судебного следствия по этому делу. В обвинительной речи, зачитанной в минувшую пятницу, прокуроры потребовали высшей меры наказания. Смертная казнь в Армении отменена в сентябре этого года. Поэтому для пятерых из семи обвиняемых -- главаря группы Наири Унаняна, его брата Карена Унаняна, их родственника Врама Галстяна, а также их друзей Дереника Беджаняна и Эдика Григоряна -- прокуратура требует пожизненного заключения. Двум другим -- Гамлету Степаняну и Ашоту Князяну -- грозят 14 и 15 лет лишения свободы. Судебные прения продолжатся в среду, 29 октября.
Одни убеждены, что Унанян и его группа действовали самостоятельно, другие видят в этом происки внешних сил, а некоторые ищут организаторов в Армении. Многое зависит от позиции российского адвоката Олега Юношева, представителя семьи погибшего премьера. Оскорбительные высказывания российского адвоката в адрес президента Армении Роберта Кочаряна, которого Юношев называет «занимающий пост президента Кочарян», то и дело вызывают возмущение армянской общественности, вплоть до антироссийских и антипутинских выпадов в местной прессе.
Дело в том, что есть те, кто настаивает: к организации теракта были причастны президент Кочарян и нынешний министр обороны Серж Саркисян (он в 1999 году занимал должность министра нацбезопасности). Так, вся деятельность Арама Саркисяна, брата погибшего премьера, депутата парламента от оппозиционного блока «Справедливость», направлена на дискредитацию и смещение главы государства. Кстати, другого брата погибшего премьера, Армена Саркисяна, обвиняют в организации в конце декабря 2002 года убийства директора Общественного ТВ Армении Тиграна Нагдаляна.
Наблюдается странное сближение интересов пострадавшей стороны и подсудимых. Именно к Юношеву Наири Унанян обратился с просьбой помочь в поиске «адвоката, свободного от давления властей», когда услышал, что для него требуют пожизненного заключения.
Унанян знал, что смертная казнь ему не грозит, поскольку еще в 1999 году президент страны, убеждая его отпустить заложников, говорил, что Армения готовится вступить в Совет Европы, а значит, смертная казнь будет отменена. Но 36-летний Наири не ждал даже пожизненного заключения. Филолог по образованию и бывший журналист, Унанян держится уверенно и постоянно меняет как адвокатов, так и линию поведения в зависимости от ситуации не только в зале суда, но и в стране.
В конце 80-х -- начале 90-х годов Унанян был активным участником Карабахского движения. Тогда же вступил в партию «Дашнакцутюн», работал журналистом в одном из партийных СМИ. Однако его исключили из партии. В 1992 году Наири Унанян уехал в Крым, где живет его мать. Там преподавал армянский язык. В 1997 году Унанян вернулся в Армению. Люди, знающие его, утверждают, что самоуверенный Наири, с широким кругом знакомств, в том числе во властных структурах, надеялся сделать карьеру, но не преуспел. Как и когда пришла ему в голову или была кем-то подкинута мысль о теракте, неизвестно. Унанян выдвигает версию, что парламент расстреляли не он и его группа, а некие невыявленные убийцы. Он пригрозил разоблачениями президенту страны. Как ни странно, его поддержали родные погибшего премьера, тот же Арам Саркисян.
Гаянэ МОВСЕСЯН, Ереван