Время новостей
     N°58, 03 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.04.2001
Больше дров
Лесопромышленный комплекс уменьшает глубину переработки
«Мы хотим принципиально изменить подход к лесопользованию», -- заявил на семинаре «Стратегия развития лесопромышленного комплекса России», проходившем в конце минувшей недели в Центре стратегических разработок, первый заместитель министра природных ресурсов Юрий Кукуев. По его словам, министерством начата разработка национальной лесной политики, а также еще одного документа -- концепции лесопользования. Заметим, что это далеко не первая попытка -- уже имеется соответствующая федеральная программа.

Поясняя суть новых документов, г-н Кукуев заметил, что сейчас в России с 1 га площади снимают 0,19 куб. м древесины, а в Финляндии -- более 2 куб. м. «Мы размазываем свои усилия по огромной территории», -- сказал он. По мнению г-на Кукуева, необходимо все леса в стране разделить на две части, в одной из которых лесозаготовки вести не следует вовсе, а в другой необходимо увеличить съем древесины с метра площади минимум в 5--7 раз. Кроме того, неплохо было бы, считает замминистра, сдавать леса в концессию. Собственно, понятие концессии уже четыре года как узаконено Лесным кодексом, вот только желающих взять леса в концессию за это время не нашлось. Только сейчас, говорит г-н Кукуев, появилась одна-единственная заявка на получение лесного участка в концессию.

Нужно пояснить, что отрасль, обладающая огромным потенциалом (у России крупнейшие в мире запасы леса, позволяющие ежегодно без ущерба для экологии заготавливать около 700 млн куб. м древесины), только в 1999 году впервые за много лет получила прибыль, и то исключительно благодаря кризису. Ее производственные мощности, как отметил в своем докладе первый вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Леонид Маклюков, используются неэффективно (коэффициент использования -- от 33,6 до 65%). Оборудование устарело -- износ мощностей в целом по отрасли составляет 57%, а фактические сроки эксплуатации выше нормативных в среднем на 80%. Инвестиций в развитие производства недостаточно, 80% их осуществляется за счет внутренних средств предприятий -- инвестор со стороны в отрасль не идет. Продукция неконкурентоспособна, глубина переработки гораздо ниже, чем в развитых странах. Высокотехнологичной продукции, сказал на семинаре один финский бизнесмен, в России либо вовсе не выпускают, либо ее доля очень низка, а ведь это наиболее перспективный товар.

Русские вывозят из страны в основном дешевые полуфабрикаты (доля круглых лесоматериалов составляет более 35% общего объема всей лесобумажной продукции). Их скупают немецкие и финские промышленники, доводят до ума -- и продают уже по рыночным ценам. Это обстоятельство очень обижает российскую сторону. Председатель межведомственного совета по проблемам леса академик Николай Моисеев даже призвал вчера финских коллег не смотреть на Россию как на сырьевую страну, а везти сюда «варочный котел». Но финские товарищи к нам не торопятся, а почему -- это очень хорошо объяснил замминистра промышленности, науки и технологий Виталий Усов.

«Мы владеем цифрами очень и очень приблизительно, -- признался он. -- Статистическая база оставляет желать лучшего. Мы пытаемся привлечь инвесторов, но не встречаем понимания со стороны финансовых кругов». Иными словами, потенциальный инвестор, будь то банк или компания, желает прозрачности предприятия, а ее нет. Надо сказать, что на российские деньги почему-то никто не надеется, и речь на семинаре шла исключительно о привлечении иностранных ресурсов. «Те, кто хочет привлечь западные деньги, -- говорит замминистра имущественных отношений Шалва Бреус, -- должны провести финансовый и отраслевой аудит по международному образцу и ввести западную бухгалтерию, чтобы позволить западному инвестору понять, что происходит».

Г-н Бреус привел два примера: один из серии «что такое хорошо», другой -- «что такое плохо». ЦБК «Волга» в Нижнем Новгороде, сказал он, провел западный аудит и принял западную бухгалтерию, в результате он имеет дешевый кредит МФК в 50 млн долл. А вот Камский ЦБК, кстати, 100-процентная государственная собственность, наоборот, использовал «классический механизм притворного банкротства и увода активов». Замминистра заметил, что ГУПов в лесной отрасли огромное количество и подавляющее большинство влачит жалкое существование, которое, однако, вполне устраивает их руководителей. «Обычно предприятия ориентированы на повышение капитализации своего бизнеса, но в лесопромышленном комплексе это не так», -- резюмирует г-н Бреус. Сейчас Минимущество и Минпромнауки согласовывают список государственных унитарных предприятий, которые будут приватизированы и проданы региональными комитетами по управлению государственным имуществом.

СПРАВКА

В мире с 1990 по 1999 годы объем производства ДСП вырос на 70,9%, бумаги и картона -- на 35%. В России, наоборот, выпуск продукции снижается. По вывозке древесины за этот период он упал в 3,8 раза и теперь составляет 2,5% от общемирового, по производству пиломатериалов -- в 4,5 раза, до 4,1%, по фанере -- в 1,2 раза, до 2,7%, по ДВП -- в 2,8 раза, до 0,85%, по бумаге и картону -- в 2,5 раза, до 1,4%. Доля глубокой переработки древесины постоянно сокращается, а растет лишь экспорт необработанного круглого леса.

ФОТО ВИКТОР ВАСЕНИН

Леонид Маклюков: надо прекратить государственную поддержку неэффективных предприятий

Анастасия НАРЫШКИНА