|
|
N°58, 03 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Защита от ваххабита
Республики Северного Кавказа спасаются от зарубежной напасти
На Северном Кавказе усилены меры безопасности. На всех федеральных дорогах, проходящих через регион, ужесточен контроль при досмотрах автотранспорта, багаж и грузы проверяются с участием служебных собак. Взрывчатые вещества, по сведениям Интерфакса, пока не найдены, но уже задержаны десятки машин, находившихся в федеральном и международном розысках. Кабардино-Балкария на всякий случай ужесточает режим въезда в республику. «Пускай жалуются хоть в ООН, хоть в международный суд, -- сказал президент КБР Валерий Коков на воскресном совещании правоохранительных органов республики, -- но вся возня по поводу нарушения прав человека не стоит одной жизни жителя Кабардино-Балкарии».
Кроме того, в связи с терактами в Ставропольском крае усиливается борьба с ваххабизмом. Полпред президента в Южном округе Виктор Казанцев даже провел в конце прошлой недели специальное совещание в Карачаево-Черкесии. Выбор места для совещания не случаен: во всех терактах последних лет замешаны ваххабиты из КЧР. Речь, в частности, идет о братьях Гочияевых, причастных к взрывам в Москве, а также о задержанном в связи с последними терактами жителе Карачаевска Хубиеве, в чьей машине нашли взрывчатку.
Ваххабизм начал распространятся по Кавказу в начале 90-х гг. Тогда, рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» представитель чеченской диаспоры, по региону разъехались эмиссары из Саудовской Аравии, Ирана, Ирака и Египта. Имея неограниченные финансовые возможности, они предлагали строить мечети, исламские школы и вузы, оплачивать хаджи в Мекку, обучение за границей. По словам источника, сегодня последователи ваххабизма есть во всех республиках -- в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии. Истинных приверженцев ваххабизма, по мнению того же источника, на Кавказе немного. Это учение (по имени жившего в XVIII в. Мухаммеда ибн Абд ал-Ваххаба) с его отрицанием святых, в том числе и пророка Мухаммеда, с проповедованием иджтихада (священная борьба против неверных, среди которых не только люди другой веры, но и «неправильные» мусульмане) вообще-то чуждо мусульманам Северного Кавказа. Мало того, это учение противоречит кавказским обычаям, так как отменяет почитание старших, говорит о необязательности похорон: покойника, считают ваххабиты, можно просто побелить известью или бросить в пустыне, чуть присыпав песком.
Однако к тому времени, когда стала ясна суть ваххабизма, большинство людей задолжали эмиссарам такие деньги, что уйти от них уже не могли. И теперь обязаны беспрекословно выполнять любые приказы командиров, поскольку внутри ваххабитских общин существует строжайшая дисциплина. Особенно распространился ваххабизм среди молодых, неприкаянных людей, главным образом, в горных районах Дагестана и Карачаево-Черкесии, где жизнь особенно бедна, а работы нет и в помине.
Лишь в Ингушетии удалось радикально разобраться с ваххабитами. Когда в 1997 г. на съезде ингушского народа муфтият поднял этот вопрос, руководители республики, как рассказал корреспонденту газеты "Время новостей" один из членов тогдашнего правительства, принял быстрое, хотя и не совсем законное решение -- выселить всех эмиссаров за 48 часов. В КЧР же увлекательные бои за власть, длящиеся еще со времен бывшего президента Владимира Хубиева, потребовали мобилизации всех сил руководства, и до ваххабитов, похоже, не доходили руки. Между тем еще полтора года назад в Черкесске корреспонденту газеты «Время новостей» рассказывали о недавно прошедшем в КЧР всекавказском съезде ваххабитов. Тогда в республике, по данным местных наблюдателей, вполне официально жили около 750 ваххабитов. Сколько же их сегодня в Карачаево-Черкесии и по всему Северному Кавказу, не знает никто, тем более что их не так просто вычислить.
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ