Время новостей
     N°200, 24 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.10.2003
«Копеечный» бизнес
«НИКойл» гоняется за имиджевыми сделками
Корпорация «НИКойл» вчера официально объявила о завершении сделки по приобретению 50% акций Торгового дома «Копейка» у ЮКОСа. До сделки у ЮКОСа было 50,5% долей ТД. Оставшиеся 0,5% распределились между президентом «Копейки» Александром Самоновым -- его доля увеличилась с 29,7 до 30%, и топ-менеджерами сети Сергеем Ломакиным и Артемом Хачатряном, у которых было по 9,9%, а стало ровно по 10% акций. Сумма сделки составила 60 млн долл. (ЮКОС приобрел контрольный пакет «Копейки» в феврале 2002 года за 40 млн долл.). «Копейка», видимо подуставшая от бездействия, и ее новый акционер заявляют теперь о грандиозных планах по завоеванию рынка. Как сообщил г-н Самонов, сейчас разрабатывается пятилетний бизнес-план, который будет утверждаться акционерами через две-три недели. Согласно этому плану, «Копейка» собирается разместить 20--30% своих акций на фондовом рынке через 1,5--2,5 года. А к 2009 году «Копейка» намерена достигнуть оборота в 1,5 млрд долл. По предварительным итогам, за этот год оборот компании составит только 270 млн долл. (в 2002 году -- 182 млн). Сейчас сеть ТД насчитывает 40 универсамов, еще четыре находятся на реконструкции и будут открыты до конца года.

Аналитик Brunswick UBS Дмитрий Виноградов считает, что уровень проникновения на рынке ритейла достаточно низкий и при наличии финансирования и жизнеспособного плана вполне можно выйти на заявленные показатели. Но сомнения по успешности этого проекта у аналитика все же есть. «Реализация этого плана потребует также выхода в регионы, а там, как показывает практика, московским компаниям, работающим в сфере товаров народного потребления, иногда бывает довольно тяжело, поскольку есть сильное противодействие со стороны местных бизнесменов, которые связаны с местными властями, -- полагает г-н Виноградов. -- Вообще, конечно, планы «Копейки» выглядят несколько амбициозными».

За полтора года, пока контрольный пакет «Копейки» находился у ЮКОСа, было открыто всего лишь 14 магазинов, а проект с открытием мини-маркетов на АЗС ЮКОСа (на манер АЗС BP) вообще провалился. Хотя, когда дружба между нефтяной и ритейловой компаниями только начиналась, строились планы, что со временем розничная сеть вырастет до 300--400 магазинов. «Когда мы покупали «Копейку», то предполагали, что она будет одним из основных поставщиков товаров для нашей розничной сети магазинов, расположенных на заправках ЮКОСа, -- говорит представитель нефтяной компании, -- однако на практике темпы роста «Копейки» не соответствовали темпам роста нашей сети, и «Копейка» так и не смогла стать нашим основным поставщиком. Средства, которые зарабатывала «Копейка», направлялись на развитие ее сети. Поэтому когда за этот непрофильный для нас актив была предложена цена, которая, по мнению независимых оценщиков, соответствовала стоимости нашего пакета в компании, мы продали его».

По мнению Дмитрия Виноградова, новый акционер станет для «Копейки» более удачным партнером. «НИКойл будет скорее финансовым инвестором, поэтому будет заинтересован в развитии ритейлового бизнеса как такового, а не как приложения к какому-то уже имеющемуся, -- считает аналитик. -- Синергии здесь тоже могут быть. Например, «НИКойл» может установить свои терминалы в супермаркетах «Копейки» и зарабатывать деньги на карточном бизнесе».

Президент «НИКойла» Николай Цветков сказал, что его компании в принципе интересен ритейловый бизнес. Некоторые аналитики не исключают, что после такого заявления можно вполне ожидать дальнейших покупок акций российских ритейлоров. «НИКойл» в первую очередь заинтересуется «Пятерочкой», говорят они, хотя на самом деле в поле интересов инвестора может попасть любой российский игрок. Г-н Цветков на этот счет заявил: «Мы гоняемся не за большими, а за имиджевыми сделками».

К середине 2004 года ТД «Копейка» собирается из ООО реорганизоваться в ОАО. И в это же время «Копейка» намерена привлечь заем в размере 50 млн долл., со временем увеличив его до 100 млн долл. При этом «НИКойл» не исключает возможности прямых инвестиций, о сумме которых пока ничего не говорится.

Екатерина САШЕНКО, Денис РЕБРОВ