|
|
N°200, 24 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Песня года
На открытии памятника жертвам "Норд-Оста" Кобзон спел про мэра, президента и отважный спецназ
Улицы, ведущие к Театральному центру на Дубровке, вчера утром были оцеплены, как и год назад. Площадь перед зданием тоже была окружена сотрудниками милиции. Пробраться через кордоны милиции могли только жители местных домов и машины со спецпропусками. Первые лица Москвы мэр Юрий Лужков и глава Мосгордумы Владимир Платонов открывали вчера памятник жертвам, погибшим во время спецоперации по освобождению заложников, захваченных 23 октября 2002-го боевиками Мовсара Бараева. Все желающие поучаствовать в траурной церемонии (а в основном почтить память погибших пришли их родственники, друзья, артисты «Норд-Оста» и выжившие заложники) должны были проходить через пропускные пункты, оборудованные металлоискателями.
В 11 утра чаек с афиши мюзикла «Норд-Ост» сменили бронзовые журавли, венчающие семиметровую стелу белого гранита, установленную в память о жертвах терроризма. Птицы, по словам создателей монумента скульптора Александра Белашова и архитектора Ильи Былинкина, выступают в композиции как символ печали. В композиции выстроившихся рядом с памятником официальных лиц каждый из выступавших пытался выполнить ту же роль. И Юрий Лужков, и певец Иосиф Кобзон, и доктор Леонид Рошаль своими речам добавили мероприятию трагического пафоса. Захват почти тысячи зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост» сравнивали с американской трагедией 11 сентября. Вспоминали взрывы в переходе на Пушкинской площади, на улице Гурьянова и на Каширском шоссе. Однако когда г-н Кобзон стал исполнять песню про октябрьские события прошлого года, в которой упоминались «мэр, президент и отважный спецназ», жанр мероприятия стал буквально на глазах меняться.
Открывать памятник почему-то решили «перерезанием ленточки», хотя эта процедура более подходит не для траурных, а для торжественных мероприятий (хорошо еще, что никто из окружения градоначальников не принялся аплодировать). За ножницы взялись мэр Лужков и спикер Мосгордумы Платонов. Появление последнего на открытии памятника, кстати, искренне возмутило некоторых родственников бывших заложников. «Это плевок в наши души и кощунство, -- возмущалась мать одного из погибших заложников и сопредседатель общественной организации «Норд-Ост» Татьяна Карпова. -- Мало того, что Платонов публично оскорбил нас, так теперь он позволяет себе потешаться над нашим горем». Г-жа Карпова имела в виду, что несколько недель назад в эфире одной из телевизионных программ г-н Платонов посоветовал семьям погибших не рассчитывать на положительный исход дел, находящихся на рассмотрении в суде, и постараться скорее забыть о теракте.
В более камерной обстановке, уже после того, как столичные руководители уехали с Дубровки, состоялось открытие мемориальной доски с именами погибших.
На ней 130 фамилий, на одну больше, чем значится в официальных документах. По словам г-жи Карповой, бывшим заложникам удалось добиться внесения в список имени Геннадия Влаха, которого по ошибке кремировали вместе с террористами.
Около полудня, когда площадь перед зданием Театрального центра начала пустеть, появилась вице-спикер Госдумы Ирина Хакамада. Свое опоздание она объяснила нежеланием «видеть здесь официальных лиц». После возложения цветов к доске и памятнику она, в отличие от градоначальников, не только вспомнила от трагических событиях прошлого октября, но и попросила прощения у всех, кто так или иначе стал жертвой действий террористов. «Мне кажется, что наша власть никогда не извлечет уроки из этой трагедии, -- сказала она. -- Мы так до сих пор не поняли, что бороться за жизнь заложников гораздо труднее, чем предотвратить теракт. И еще власть так и не научилась отдавать долги людям. Это унизительно, что иски потерпевших не принимаются или не рассматриваются».
Между тем многие из близких погибших уже отчаялись. «Нас везде игнорируют, -- заявил сын погибшего музыканта Федора Храмцова. -- Я уверен, что мой отец погиб из-за применения газа, а безразличность властей заставляет меня в этом только убедиться».
Президент на Дубровке помолчал
Первым местом, куда отправился Владимир Путин после возвращения из Киргизии, стала площадь перед Театральным центром на Дубровке. Президент возложил цветы к стеле и почтил память погибших минутой молчания. Произнесение речей г-н Путин счел вчера вечером неуместным. Однако еще будучи в Киргизии, он напомнил, что для России «борьба с терроризмом не пустой звук». «Мы хорошо знаем: стоит дать террористам поднять голову в одном месте, они тут же поднимают ее в другом... Ровно год прошел с трагических событий, связанных с захватом террористами заложников в Театральном центре на Дубровке, это тяжелая рана, которая еще долго не зарубцуется в наших сердцах», -- сказал президент. По мнению президента, именно трагедия на Дубровке дала импульс развитию в Чечне конституционного процесса, результатом которого стало принятие конституции Чеченской Республики и выборы президента Чечни.
"Время новостей"
Анна ШПАК