|
|
N°200, 24 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Испанские страсти-мордасти
В "35 ММ" можно узнать, что такое "Утопия"
"Утопия" -- это секретная организация, члены которой обладают способностью видеть будущее и нести пользу человечеству. Один из таких провидцев -- Адриан (Леонардо Сбаралья). Своим долгом он считает спасти от колумбийской наркомафии Анхелу (Наива Нимри). Еще не зная о миссии Адриана, родители для спасения дочери наняли ослепшего комиссара полиции Эрвэ (Чеки Карио), специализирующегося на освобождении людей от влияния сект. Но у Эрвэ оказались свои счеты с Адрианом. В общем, в очередной раз нам будет рассказана мистическая и немного банальная история с обязательной любовной сценой ближе к финалу.
Создается впечатление, что авторы "Утопии" еще не наигрались в кино. Режиссер (Мария Риполь, если это имя о чем-то говорит), сценаристы, операторы испанской ленты довольно юны и неопытны, им хочется, чтобы все в их фильме было как у больших и даже немного лучше. Но именно потому, что для авторов кино еще не превратилось в рутину, за их стараниями интересно следить. Вот, например, монтаж. Одно из простейших правил: если в камеру попадает резкий свет, к этому кадру можно подклеить любой другой, уже не обращая внимания на композицию, фазу движения и прочие тонкости. В одной из сцен в камеру бьет свет автомобильных фар -- простейший прием, которым с легкостью пользуются и телевизионщики. Но в той же сцене есть и более тонкий прием: человек из тени попадает в полосу яркого света между колоннами, его фигура как бы вспыхивает в объектив -- настоящая находка для монтажера. Другая запомнившаяся склейка: по мужской скуле катится капля пота, в следующем кадре по той же траектории падает кленовый лист.
Отдельная тема -- фотографии. Чтобы лучше видеть будущее, Адриан держит перед глазами фотографии человека, судьбу которого ему надо предсказать. Снимки, конечно, черно-белые. Стильные. Контрастные. Такие не стыдно представить на вступительные экзамены во ВГИК. Кстати говоря, многие сцены фильма сделаны в приглушенных тонах, почти в черно-белом цвете (такая гамма часто соблазняет новичков). И разумеется, в фильме широко используются цифровые технологии. Все видения Адриана намеренно нечеткие, с какой-то переливающейся рябью по краю кадра.
Странно, но надуманность, искусственность, вымученность фильма нисколько ему не вредят. Загадочные намеки, индейские ритуалы и наркотики (привет Кастанеде), громкие фразы, которые испортили бы голливудский блокбастер, скромную европейскую картину только красят. Особенно приятно, что «Утопия» выходит на испанском с русскими субтитрами. Самые обычные испанские фразы для русского уха звучат как заклинания, и это хорошо работает на общее мистическое настроение фильма.
Сергей ТОКАРЕВ