|
|
N°200, 24 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жить без комплексов и чаще встречаться
Началась грандиозная программа «Эрмитаж в Сибири»
22 октября в Новосибирской картинной галерее состоялась церемония подписания генерального соглашения о реализации программы «Эрмитаж в Сибири» директором петербургского музея Михаилом Пиотровским и председателем совета директоров компании «Базовый элемент» Олегом Дерипаской. Ажиотаж вокруг события сравним разве что с возможным посещением сибирского города или президентом России, или певцом Робби Уильямсом. В небольшом зале искусства XVIII века постоянной экспозиции музея, где проходила пресс-конференция, телерепортеров, журналистов набилось столько, что портреты бриллиантовых князей и статс-дам в седых париках покрылись испариной. Союз бизнеса, культуры и власти (за столом перед телекамерами помимо Пиотровского и Дерипаски сидел и глава администрации Новосибирской области Виктор Толоконский) осеняла императрица Екатерина II, благосклонно взирающая на церемонию с огромного портрета Дмитрия Левицкого. Художник запечатлел государыню в виде законодательницы в храме Богини правосудия.
Сама того не ведая, картина Левицкого оказалась ключом к пониманию прошедшего события. О чем картина? О законе, устраивающем мир по правилам. Каков смысл союза крупнейшей в России компании частных инвестиционных фондов «Базовый элемент», крупнейшего в России музея и администрации городов Сибири? Выступить законодателями нового музейного содружества, нового диалога.
Программа «Эрмитаж в Сибири» предусматривает партнерство с шестью крупными музеями округа -- Бурятским, Хакасским, Красноярским, Иркутским, Кемеровским музеями и Новосибирской галереей. В течение года каждый из них примет эрмитажную выставку, а также аккомпанирующие ей лекции, концерты, симпозиумы, конференции, в которых будут задействованы и эрмитажные силы (научный отдел музея, симфонический оркестр, сотрудничающая с Александром Сокуровым студия «Эрмитажный мост»), и учреждения Сибирского округа. Михаил Пиотровский рассказал, что цикл выставок предполагает два принципиальных сюжета: человек в европейском искусстве нового времени и музейная археология (о ней расскажут фонды античных коллекций Эрмитажа). Лирическая и эпическая части будут дополнять друг друга и способствовать полноценному представлению о мощи и масштабах питерского музея-гиганта. Каждые два сравнительно близко расположенных сибирских города из всех шести участников примут два выставочных сюжета. Один музей -- сюжет «лирический», другой музей -- сюжет «эпический». А самоотверженный зритель-путешественник будет кататься между городами на поезде и, вообразив себя кем-то вроде Карамзина, размышлять о непостижимом многообразии сущего вообще и Эрмитажа в частности.
Первая выставка, открывшаяся сразу после церемонии подписания договора в галерее Новосибирска, посвящена портретам мастеров так называемой «россики». Этим термином обозначают иностранных художников, работавших в России. Выставка скромная по размерам и камерная по интонации. Князья, графы, барские дети, офицеры в мундирах и без, дамы с веерами, в сентиментальных парках и в дворцовых залах... Проплывают перед зрителями, как фотографии в альбоме дагерротипов. Иные работы придворных художников той же Екатерины II -- Иоганн-Баттиста Лампи, Александра Рослина... Другие принадлежат кисти популярных мастеров салонного дворянского портрета XIX века -- Франца Крюгера, Карла Зона, Никеза де Кейзера. В принципе портреты ничем не хуже тех, что висят в соседних залах. Не хуже, но и не лучше. И если честно, то выставка представляет Эрмитаж в формате Тамбовской областной картинной галереи. Самое парадоксальное, что это никакое не обвинение, а похвала высокой мудрости и такту, что проявил музей-император в отношении к сибирским партнерам. По понятным финансовым причинам ретроспективу Тициана или Рембрандта на деньги частного капитала в шести региональных российских музеях устроить невозможно. В то же время было бы высокомерно и бестактно десантировать на небольшие островки культуры в Сибири народное искусство стран Африки и Океании. Закон любого диалога -- уважать собеседника, находить с ним общий язык. В случае с выставкой «россики» в Новосибирске Эрмитаж показал себя превосходным дипломатом. И самолюбие сибирского хозяина уважил, и светский, непринужденный и доверительный стиль общения выбрал, а главное -- своим визитом в региональные музеи сформулировал закон полноценной коммуникации: жить без комплексов и чаще встречаться.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Новосибирск -- Санкт-Петербург