|
|
N°199, 23 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тихое следствие
По данным прокуратуры, захват «Норд-Оста» обошелся Басаеву в 40 тысяч долларов
Руководство российских спецслужб годовщину трагедии на Дубровке, как ни странно, решило отметить более чем скромно -- без пресс-конференций и даже без комментариев, хоть по существу той истории, хоть о ее политическом, общественном или прочим последствиям. По крайней мере, по информации на вечер среды, никаких подобных мероприятий в ближайшие дни не намечалось ни в МВД, ни в ФСБ, ни в Генпрокуратуре. Очередной и достаточно сухой отчет о ходе и имеющихся на данный момент результатах следствия, сделала лишь прокуратура Москвы, ведущая соответствующе уголовное дело.
Столь откровенное игнорирование самой масштабной в современной российской истории террористической эпопеи могло бы показаться с точки зрения простых людей странным, тем более что расследование ее еще не закончено и организаторы не наказаны и даже не пойманы. Впрочем, учитывая менталитет российских чиновников, молчание силовиков вполне объяснимо. Разговор о событиях 23--25 октября 2002 года по определению не может обойтись без массы неприятных вопросов. В преддверии же приближающихся выборов участие в таких мероприятиях, понятно, вряд ли может принести политические дивиденды, а именно их «добывание» сейчас в основном и определяет действия и заявления большинства высшего чиновничества.
Что касается сообщения Моспрокуратуры, то оно стало первой за последние почти полгода официальной информацией по расследованию событий в Театральном центре на Дубровке. С самого начала, как известно, все материалы следствия по теракту были засекречены, и если потом новые данные и просачивались, то обычно в неофициальном порядке, и не всегда были достоверны. Впрочем, хоть следствие вчера и расставило многие точки над i, но принципиально ничего нового в «деле «Норд-Оста» так и не появилось.
Согласно отчету Моспрокуратуры, главным организатором захвата заложников год назад оказался все тот же неуловимый Шамиль Басаев. Как установило следствие, именно он выделил на этот и серию других более мелких терактов в общей сложности 40 тыс. долл. Также в разработке преступления принимали участие еще двое -- Хасан Закаев и Герихан Дудаев. К именитым лидерам сепаратистов, по информации Моспрокуратуры, они отношения не имеют. Впрочем, вчера также в отчете следствия не разъяснялось, какое же положение в рядах чеченских боевиков они занимают и в чем именно выражалось их участие в подготовке теракта. В любом случае именно им официально предъявлено заочное обвинение в организации преступного сообщества и руководстве проведением в Москве актов терроризма и захвата заложников. Все трое объявлены в международный розыск. Также за пособничество бараевцам при захвате заложников прокуратура готовит материалы для предъявления обвинения и объявления в розыск еще одного видного лидера сепаратистов -- Зелемхана Яндарбиева, скрывающегося сейчас в Катаре.
В наличии же на данный момент по делу о захвате заложников «Норд-Оста» у следствия имеются пятеро обвиняемых. Это Асланбек Хасханов, Аслан Мурдалов, Хампаш Собралиев и братья Алихан и Ахяд Межиевы. Задержаны они были еще в конце 2002 года (это стало известно почти сразу) в ходе расследования дел о теракте на юго-западе Москвы у ресторана «Макдоналдс» 19 октября 2002 года и неудачной попытке подрыва сепаратистами в Москве еще двух начиненных взрывчаткой машин. Напомним, что изначально дела о захвате заложников на Дубровке и взрыве у «Макдоналдса» расследовались отдельно и поначалу прокурор Москвы Михаил Авдюков настаивал, что они никак между собой не связаны. Хотя неофициально в спецслужбах говорили совсем обратное. В ноябре прошлого года по этому поводу произошла даже заочная публичная перепалка между силовиками. Глава МВД Грызлов заявлял о раскрытии целого «террористического подполья», прокуратура же его слова опровергала. Теперь же выяснилось, что все теракты прошлой осени были звеньями одной цепи. По сообщению прокуратуры, в начале минувшего августа все три уголовных дела были объединены. При этом из пяти обвиняемых по этому делу только трем инкриминируются эпизоды, связанные с подготовкой именно захвата заложников, двое же проходят лишь по взрыву у «Макдоналдса».
Готовить теракты в Москве, по данным следствия, боевики начали еще в 2001 году. Тогда в столицу была направлена группа не менее чем из восьми человек, которые подготовили подрыв двух начиненных взрывчаткой машин (ВАЗ-2108). Одну собирались взорвать у здания Госдумы на Охотном ряду, другую -- у «Макдоналдса» на Пушкинской площади. Однако тот план не удался. Как уже сообщала в свое время наша газета, для минирования машин боевики закупили взрывчатку у прапорщика одной из воинских частей, тот же подсунул террористам вместо пластида глину.
Для проведения терактов в 2002 году, по данным следствия, Басаев направил в столицу уже 52 человека, включая и диверсантов, «работавших» в Москве годом раньше. Группой, по данным следствия, руководили Руслан Эльмурзаев (Абу-бакар), убитый при штурме Театрального центра, и Хасханов. Последним 19 октября была взорвана «Таврия» на юго-западе. Тогда погиб один и были ранены восемь человек. 23 же октября на Дубровке основной диверсионной группой были захвачены, по официальным данным, 912 заложников.
Самый щекотливый вопрос -- о применении спецслужбами при штурме здания усыпляющего газа и причинах гибели большинства заложников -- следствие в отчете обошло так, как будто ничего подобного вообще не было. «В заложниках оказалось 912 человек, -- говорится в сообщении прокуратуры, -- пятеро из которых расстреляны террористами, 125 погибли в результате действий террористов, в том числе впоследствии в больницах».
Что касается террористов, то из 40 участвовавших в захвате заложников и убитых при штурме боевиков следователям удалось достоверно установить личности 33, включая Бараева и Эльмурзаева. Из семи оставшихся не опознанными четверо использовали поддельные паспорта граждан РФ, а трое вообще документов не имели.
Кроме того, по сообщению прокуратуры, в ходе основного расследования по теракту на Дубровке из него были выделены четыре отдельных дела. По одному из них недавно уже был осужден Заурбек Талхигов, признанный виновным в том, что во время событий в Театральном центре по телефону сообщал боевикам о передвижениях спецназа вокруг захваченного здания. Три других возбуждены в отношении сотрудников паспортных столов ряда ОВД Москвы, которые незаконно оформили регистрацию некоторым из бараевцев. По сообщению прокуратуры, дело по пяти имеющимся обвиняемым скоро будет направлено в суд, «основное» же расследование продолжается. Когда его планируют закончить, неизвестно.
Алексей ГРИШИН