|
|
N°199, 23 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Всерьез и надолго - для избранных
«Газпром» намерен заключать длительные контракты в России только сам
Подписанный на этой неделе контракт о покупке «Газпромом» газа у ЛУКОЙЛа на входе в единую систему газоснабжения преподносится как начало новой эпохи во взаимоотношениях между монополистом и независимыми производителями. Главы компаний Алексей Миллер и Вагит Алекперов поставили свои подписи под конкретным договором на условиях, которые стороны оговорили еще весной в соглашении о сотрудничестве. «Газпром» купит у нефтяной компании 750 млн кубометров газа в последнем квартале 2005 года и до 8 млрд кубометров в 2006 году по цене не дешевле 22,5 долл. за тысячу кубометров (без учета НДС). Однако конкретная цена будет высчитываться по специальной формуле и может быть выше в зависимости от рыночной конъюнктуры. По словам зампреда правления «Газпрома» Александра Рязанова, примерно четверть лукойловского газа пойдет на экспорт, а остальное планируется реализовывать внутри страны. Он признался, что в концерне работают над тем, чтобы и другие независимые производители газа пошли по аналогичному пути. О том, что при таком сценарии о газовом рынке можно забыть, поскольку транспортная и сбытовая монополия «Газпрома» достигнет высшей точки, естественно, умалчивается.
Очевидный плюс закупок газа концерном на входе в трубу -- прекращение битв за доступ в нее. Расширение мощностей транспортной системы будет его кровно интересовать. Кроме того, как сказал г-н Рязанов, у «Газпрома» не будет возникать проблем с нереализованным газом -- независимые газодобытчики плохо его продают и уже накопили в «трубе» 2 млрд кубометров, не выбранных потребителями (см. номер от 21 октября).
Вообще же, по словам г-на Рязанова, «Газпром» стремится получить возможность заключать долгосрочные контракты с потребителями, причем на условиях «бери или плати». Но, утверждает он, существующее законодательство не позволяет это сделать. В том числе и поэтому с ЛУКОЙЛом договор заключен на год с небольшим (правда, источник газеты «Время новостей» в нефтяной компании заявил, что столь маленький срок действия договора был утвержден по инициативе «Газпрома» «в связи с технологическими сложностями в единой системе газопроводов»).
О том, что это за препятствия в законодательстве и проблемы в системе газоснабжения, в концерне выяснить не удалось. А представители Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) и Минэкономразвития категорически заявили, что никаких законодательных запретов на заключение «длинных» контрактов ни в купле-продаже, ни в транспортировке газа нет. Источник в газовых кругах сообщил газете «Время новостей», что речь идет о диспетчеризации газовых потоков в системе, которую «Газпром» может планировать только на год. Представители ФЭК и МЭРТ подтвердили, что существующий порядок распределения газа не предполагает долгосрочных отношений в этой сфере, однако внести в него изменения не только можно, но и нужно. «Мы предлагали в своей первой концепции развития рынка газа поменять эти давно устаревшие правила, но г-н Миллер написал президенту, что вся концепция вредит государственным интересам», -- иронизирует чиновник МЭРТ. В ФЭК добавляют, что есть некоторые проблемы в связи с тем, что газ монополии полностью распределен между потребителями, и «Газпрому» нет особого стимула продавать его на несколько лет вперед, поскольку за него и так происходят горячие схватки в период утверждения лимитов.
Г-н Рязанов предложил снять якобы существующий «запрет» заключать долгосрочные контракты довольно оригинальным способом -- разрешить «Газпрому» продавать часть газа по свободным ценам, тем самым фактически признав, что нормативных препятствий для «длинных» контрактных отношений нет.
Президент Института стратегического развития ТЭК Владимир Милов считает лукавством разговоры руководства монополии о невозможности заключать сейчас долгосрочные контракты. «Для «Газпрома» длительные договорные отношения означают, с одной стороны, более высокий уровень ответственности, поскольку за невыполнение обязательств предусматриваются вполне материальные санкции, -- говорит эксперт. -- С другой же от него требуется качественно более высокий уровень администрирования газовых потоков в ЕСГ, к которому он, судя по всему, не готов, несмотря на всю браваду в отношении четкости работы системы». По словам г-на Милова, ситуация осложняется тем, что в России отсутствуют правовая культура и юридическая регламентация долгосрочных отношений. Это, естественно, повышает риски участников подобных отношений.
Выступая на словах за внедрение практики долгосрочных договоров, «Газпром» не деле блокирует реализацию их между независимыми газодобытчиками и потребителями. Представитель «Итеры» заявил газете «Время новостей», что у них имеется пятилетнее соглашение со Свердловской областью, но контракт приходится подписывать ежегодно, поскольку «Газпром» не хочет заключать длительный договор на транспортировку газа. «И это несмотря на то, что мы полностью готовы к условиям «грузи или плати», -- говорит он. В НОВАТЭКе также говорят, что компания уже заключила соглашения на 3--5 лет с «Самараэнерго», «Тюменьэнерго» и «Пермьэнерго», но все они по той же самой причине реализуются не как долгосрочные контракты, а пролонгируются каждый год.
Алексей ГРИВАЧ