|
|
N°58, 03 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Буря на масляных реках
Российское подсолнечное масло сбивает цены
В апреле прошлого года оптовая цена на бутылку самого популярного в России импортного подсолнечного масла «Олейна» составляла минимум 22 руб. Сегодня даже в розницу «Олейна» стоит дешевле -- 20--21 руб. Опустила цены на импорт ростовская компания «Юг Руси», которая год назад начала эксплуатацию крупнейшего в Европе маслоэкстракционного завода и вывела на рынок масло под маркой «Золотая семечка». На рынке запахло настоящей ценовой войной, тем более что через год производство высококлассного бутилированного подсолнечного масла в России по меньшей мере утроится.
Российский рынок для производителей подсолнечного масла -- один из самых привлекательных в мире, поскольку только в России, Аргентине и на Украине население традиционно употребляет в пищу много подсолнечного масла. В остальных странах мира отдают предпочтение другим видам растительного масла: оливковому, соевому, рапсовому и пр. По данным Союза маслодобывающих и маслоперерабатывающих предприятий, ежегодные потребности России в подсолнечном масле составляют около 1,5 млн т. Из них примерно 50% приходится на бутилированное, 80% которого -- рафинированное (очищенное) дезодорированное (без запаха) масло. Таким образом, ежегодно Россия потребляет порядка 600 млн л самого дорогого подсолнечного масла -- рафинированного дезодорированного.
До последнего времени такое масло ввозилось в Россию в основном из-за рубежа -- современное оборудование по рафинации, дезодорации и розливу стоит довольно дорого: 10--35 млн долл. Однако с недавних пор в стране появились современные отечественные заводы, способные выпускать рафинированное подсолнечное масло европейского класса, которые стали стремительно наступать на импорт. Речь идет о компаниях «Эфко» (торговая марка «Слобода»), «Русская бакалея» («Злато», происхождение этого продукта точнее определить как российско-аргентинское), «Юг Руси» («Золотая семечка») и «Российские семена», построившей в прошлом году завод в Туле.
При этом ценовую ситуацию на рынке бутилированного масла взорвал все-таки ростовский холдинг «Юг Руси». Он способен ежегодно выпускать до 180--200 млн бутылок масла и в перспективе обеспечить примерно 30% потребностей российского рынка. Кроме того, он находится непосредственно в центре сырьевой зоны: Ростовская область выращивает подсолнечника больше всех в стране, да и до другой подсолнечной житницы России -- Краснодарского края -- рукой подать. К тому же холдинг планирует довести площадь собственных сельхозугодий до 1 млн га. Наконец, российский завод, естественно, имеет на отечественном рынке преимущества перед иностранными компаниями, несущими дополнительные расходы по таможенной очистке своего товара.
Масло «Золотая семечка», сопоставимое по качественным характеристикам и упаковке с «Олейной» (торговая марка швейцарского концерна Cereol), «Юг Руси» продает по 18,12 руб. за бутылку. Однако некоторые столичные оптовики предлагают «Золотую семечку» еще дешевле -- 16,45 руб. Поневоле на заданный «Югом Руси» новый ценовой ориентир были вынуждены равняться и крупнейшие импортеры подсолнечного масла. Так, год назад оптовая цена на «Олейну» (лидер российского рынка масла, занимавший по исследованиям четверть рынка) составляла 22--22,4 руб. за бутылку, а в розницу «Олейна» стоила от 26 до 30 руб. Сегодня в розницу «Олейну» уже можно купить за 20--21 рубль. Подешевело и российско-аргентинское масло «Злато». При этом на фоне глобального снижения цен наблюдается некоторое затоваривание рынка: срок хранения масла ограничен, и периодически случаются распродажи высококлассного импортного масла по цене ниже 20 руб.
Можно только гадать, что будет с ценами через год, когда производство рафинированного масла в России утроится. Дело в том, что «Юг Руси» к июлю намерен в 2,5 раза увеличить выпуск «Золотой семечки»: с нынешних 70 млн до 180 млн бутылок в год.
Параллельно компания "Русская бакалея", разработавшая марку масла "Злато" и размещавшая до последнего времени заказы на его производство в Аргентине, приобрела в Краснодарском крае Лабинский маслоэкстракционный завод (МЭЗ). Сейчас идет его реконструкция, но к сентябрю завод заработает и станет перерабатывать почти столько же семян подсолнечника, сколько и маслоэкстракционный завод «Юга Руси» -- 300--330 тыс. т в год (у «Юга Руси» -- 350 тыс. т). Полностью модернизация Лабинского МЭЗа завершится к маю 2002 года, и с этого времени «Русская бакалея» сможет выпускать 500 т рафинированного масла в сутки.
Не дремлют и иностранные компании, перед которыми замаячила реальная угроза потерять российский рынок. Чтобы конкурировать с российским маслом по цене, иностранцам придется разместить свое производство в России. Об этом уже заявила Cereol (марка «Олейна»). Возможно, то же самое сделает и аргентинская AGD (торговая марка Nature).
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону