|
|
N°198, 22 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Зачистка рынка
Валентина Матвиенко начала борьбу за качество бензина Санкт-Петербурга
Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко намерена разобраться с торговцами некачественным топливом, а также с теми, кто уклоняется от акцизных платежей в горбюджет. Городские операторы опасаются, что это может спровоцировать новый передел питерского бензинового рынка, который всегда отличался, с одной стороны, криминальностью, а с другой -- близостью к властям.
Прежде всего г-жа Матвиенко решила поставить заслон на пути в город некачественному бензину. Для этого в горадминистрации даже создается специальная комиссия. Смольнинские чиновники уже провели собственное расследование и выявили фирмы, торгующие поддельным топливом. Их имена губернатор уже знает, но назвать обещает в пятницу, когда на ковер в Смольный будут вызваны представители городских топливных компаний. По оценкам Нефтяного клуба Петербурга, около трети продаваемого в городе топлива не соответствует требованиям качества. Любопытно, что эта цифра не менялась на протяжении последних нескольких лет и попытки нефтяной инспекции и других структур снизить долю «бодяжного» бензина к особым успехам пока не привели.
Топливные операторы полагают, что любые меры, направленные против поддельного топлива, принесут пользу как рынку, так и потребителям. Однако в неофициальных беседах представители мелких компаний опасаются, что тотальные проверки могут не только парализовать их работу, но и вызвать передел рынка. Дело в том, что в Петербурге, в отличие от большинства экономически развитых российских регионов, сложилась уникальная ситуация: ни одной из вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) не удалось закрепиться на розничном рынке и поставить его под контроль. Большая часть продаж бензина приходится на местных операторов, принадлежащих питерскому бизнесу. В частности, крупнейшими игроками (около 30% рынка) являются Петербургская топливная компания, «Фаэтон» (примерно 15%) и «Балт-трейд» (примерно 10%). Среди ВИНК лидирует финский концерн Neste (15%), около 10% приходится на «Славнефть», а ЛУКОЙЛ, который неоднократно заявлял о намерении увеличить свою долю до 25%, контролирует пока менее 10%.
Другие добывающие компании также давно «ходят кругами» вокруг питерских бензоколонок. Об интересе к этому рынку неоднократно заявляли представители и ТНК, и ЮКОСа. А «Сибнефть» летом нынешнего года учредила ООО "Сибнефть-Санкт-Петербург", официально продекларированные цели которого -- развитие сбыта в регионе и создание сети АЗС. В прошлом году «Сибнефть» заявляла о намерении до конца 2003 года занять до 20% питерского рынка. Видимо, сюда нужно прибавить долю на городском рынке «Славнефти», которая отойдет либо ТНК-ВР, либо компании Михаила Ходорковского.
Представители как крупных, так и местных операторов признаются, что получали предложения продать свои сети от ТНК-ВР, ЮКОСа, ЛУКОЙЛа, некоторые прибавляют к этому списку еще и «Татнефть». Вряд ли питерскому топливному рынку удастся долго сохранять свою независимость от крупных нефтяников -- скорее всего он падет, как только компании всерьез займутся этим вопросом. И не исключено, что грядущие проверки качества бензина сделают местных операторов более сговорчивыми в вопросах продажи бизнеса.
Василий ТИТОВ