|
|
N°198, 22 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Самолетоустойчивый небоскреб
Современные высотки должны выдерживать прямое попадание «Боинга»
В малайзийской столице Куала-Лумпур архитекторы и инвесторы в очередной раз обсудили будущее небоскребов. Главной проблемой, как теперь принято, стала безопасность: как спасти людей и здание в случае разнообразных «нештатных ситуаций». Ведь сразу после того, как науськанные Усамой фанатики протаранили двумя «Боингами» башни ВТЦ в Нью-Йорке, многие поспешили заявить, что высотные здания строить не нужно -- мол, слишком уж это привлекательная и крайне удобная мишень для террористов. Но за пару лет новых самолетных атак не случилось, публика несколько успокоилась, и ныне уже никто не заговаривает о «смерти небоскребостроения». Теперь обсуждаются технические вопросы: как строить башни, которые не горят и не падают.
Всемирный торговый центр стал трагическим примером того, что великолепное здание, гордость инженерной мысли, может оказаться абсолютно беззащитным в случае чрезвычайной ситуации. Эти башни, которые должны были стоять еще много десятков лет, рухнули всего через пару часов после тарана лайнеров, а тысячи людей не смогли спуститься из-за недостатка лестниц. Чтобы такого впредь не повторялось, специалисты требуют усилить меры противопожарной безопасности. Как сообщает BBC, Джин Корли, расследовавший крушение ВТЦ, предложил строить небоскребы только из огнеупорных материалов. Он напомнил, что нью-йоркские башни обрушились прежде всего потому, что их конструкция не была рассчитана на высокие температуры и металлические крепления попросту расплавились от огня. Кроме того, Корли предложил увеличить количество лестниц и рассредоточить их по всему зданию, чтобы у людей был шанс спастись от огня.
Еще одним насущным вопросом для небоскребостроителей стала сейсмическая опасность. Накануне этой конференции Тайвань объявил о завершении «стройки века»: на острове был возведен гигантский небоскреб «Тайбэй 101». Вообще-то это здание имеет 91 этаж и вместе со шпилем достигает высоты 508 метров. Архитекторов не испугали ни самолетные атаки, ни куда более реальная опасность землетрясений -- ведь остров расположен аккурат на тектоническом разломе, и ежегодно Тайвань сотрясают подземные толчки. Строители уверены, что этот гигант выдержит все землетрясения. По их мнению, новый небоскреб сейчас является самым высоким зданием мира, поскольку шпиль «Тайбэя 101» на 56 метров превосходит башни «Петронас» в Куала-Лумпуре. Однако Малайзия пока не готова признать, что она уступила Тайваню: Совет высотных зданий, объединяющий хозяев сверхвысоких построек планеты, отказался признать новое здание полноценным небоскребом. Впрочем, вскоре и тайваньское пятисотметровое достижение может быть перекрыто -- Китай строит в Шанхае супернебоскреб Всемирного финансового центра, который должен превзойти «Тайбэй 101».
На фоне этих рекордов отечественные небоскребы смотрятся весьма скромно. Если у них и есть что-то общее со знаменитыми зарубежными высотками, так это только проблемы безопасности. Неспособность отечественных высотных зданий противостоять пожарам несколько лет назад доказала главная башня страны -- Останкинская телевышка. Страшный пожар возник от случайного короткого замыкания, и башня устояла только благодаря своей оригинальной инженерной конструкции. А по высоте и этажности самые высокие жилые и офисные здания Москвы сильно уступают и малайзийским башням «Петронас», и тем более тайваньской новостройке. Впрочем, столице, видимо, и в обозримом будущем не светит обзавестись супернебоскребом. Ведь практически все башни-рекордсмены возводились на скальном основании, а Москва стоит на толстой подушке из мягких осадочных пород. В принципе возвести небоскреб высотой в сотню этажей можно и здесь, тем более что в столице не бывает сильных землетрясений, но эта постройка обойдется в невероятно большую сумму. Поэтому столичному правительству не до рекордов: приходится брать не качеством, а количеством и продвигать программу московского «высотного кольца». По планам мэрии, окраины города в ближайшие годы ощетинятся высотными зданиями в несколько десятков этажей, и панорама города чем-то будет напоминать старую расческу с некоторым количеством еще не сломанных зубьев.
Михаил МАНСКОЙ