|
|
N°198, 22 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Генеральное наступление
Силовые структуры подливают топливо в огонь нефтяников
Наступление на российские нефтяные компании развивается все более широким фронтом. Первая инспекция Министерства по налогам и сборам вчера приступила к проверке соблюдения налогового законодательства компанией "Сибнефть" в 2000--2001 годах. Визит налоговиков, судя по всему, является продолжением разговора с президентом компании Евгением Швидлером, который на прошлой неделе вместе со своими подчиненными ходил к следователям МВД и объяснял, почему "Сибнефть" заплатила так мало (по мнению Счетной палаты) налогов. Кроме того, Генпрокуратура признала, что обратилась в Минприроды с просьбой проверить исполнение ЮКОСом лицензий -- дескать, на этом настаивают думские депутаты, усмотревшие нарушения в работах по недропользованию. Глава же МПР Виталий Артюхов, пообещавший провести проверки исполнения всех лицензий ЮКОСом, а также Royal Dutch/Shell и ExxonMobil, вчера встретился с президентами "Сургутнефтегаза" и государственной "Роснефти" Владимиром Богдановым и Сергеем Богданчиковым и в беседе затронул "широкий круг вопросов" по природоохранной деятельности.
Наступление на свою "любимую" нефтяную компанию -- ЮКОС -- продолжила и Генпрокуратура. На этот раз по уголовным делам нефтяной компании решил высказаться заместитель Владимира Устинова Владимир Колесников, известный конкретными и решительными заявлениями по прежним скандальным расследованиям.
Изначально предполагалось, что г-н Колесников расскажет об итогах своей поездки в Самарскую область, куда он был направлен лично генпрокурором для ознакомления с ходом расследования нашумевшего убийства главного редактора газеты «Тольяттинское обозрение» Алексея Сидорова. По этому поводу замгенпрокурора отчитался кратко: «Мы убедились, что три основные версии -- профессиональная деятельность, бытовая и хулиганство -- были выдвинуты правильно на первоначальном этапе, позже две из этих версий были исключены и оставлена одна -- хулиганские побуждения». Не менее кратко он остановился на другой «вечной» самарской теме -- хищениях на «АвтоВАЗе». Здесь он заявил, что по делу о злоупотреблениях и незаконной торговле запчастями на миллиарды рублей прокуратура уже в ноябре планирует предъявить обвинение ряду руководителей ВАЗа.
И тут же перешел к "делу ЮКОСа". «У прокуратуры есть серьезные претензии к ряду руководителей ЮКОСа, не скрою, некоторым из них будут предъявлены обвинения за ряд совершенных ранее преступлений», -- сказал он. При этом замгенпрокурора сразу же дал отпор возможным комментариям своих слов со стороны защитников ЮКОСа. «Мы считаем несостоятельными все разговоры о том, что прокуратура якобы занимается пересмотром итогов приватизации, разваливает прозрачные компании, тормозит приток инвестиций. Все это от лукавого. Вся наша деятельность направлена на одно -- на установление истины», -- сказал г-н Колесников. Так же определенно он высказался и о самом главе ЮКОСа: «Я лично не хотел бы, чтобы Ходорковский сидел за решеткой. Я хочу, чтобы наши предприниматели были лучшими в мире. Но не надо жульничать, мошенничать -- за все придется отвечать».
Очевидно, что сделанные подряд заявления сразу двух заместителей Генпрокуратуры (в понедельник на тему ЮКОСа высказывался заместитель Владимира Устинова Юрий Бирюков) вряд ли можно отнести на счет простой словесной перепалки с г-ном Ходорковским, на днях сказавшим в интервью, что «вероятно, кто-то скоро может потерять погоны». Похоже, что в ближайшие дни (может быть, как "обычно" -- под конец недели) Генпрокуратура предпримет новое «генеральное» наступление на ЮКОС. Кстати, в связи с этим оба замгенпрокурора, похоже, не случайно столь прямо говорили о самом главе компании (г-н Бирюков сказал, что «если Ходорковский нарушал закон, то должен нести ответственность».) Из чего можно сделать вывод, что на предстоящем допросе ему вполне могут предъявить обвинение.
Представители ЮКОСа же, впрочем, стали спокойно относиться к заявлениям заместителей генпрокурора. Пресс-секретарь компании Александр Шадрин лишь отметил, что «если для того, чтобы так называемые "дела ЮКОСа» слушались в гласном и открытом судебном процессе, руководителям компании нужно будет пройти через предъявление уголовного обвинения и оказаться за решеткой, то они к этому готовы».
На фоне всех этих событий вчера отошли на второй план текущие перипетии по делам ЮКОСа, которые только накануне привлекали всеобщее внимание. Генпрокуратура в дежурном порядке разрешила разгоревшийся было скандал с вызовом на допрос отца Иоанна (Драгана) -- духовника сотрудника безопасности компании Алексея Пичугина, арестованного по обвинению в организации убийств. Подчиненные г-на Устинова объявили, что священника вызывали вовсе не на допрос и не присылали ему никаких повесток, как ранее утверждал адвокат г-на Пичугина. А на самом деле отца Иоанна по телефону попросили прийти, чтобы получить разрешение на свидание с г-ном Пичугиным, о чем он просил еще неделю назад. Также вчера стало известно, что представители следствия приняли решение о переводе другого арестанта по делу ЮКОСа, главу группы МЕНАТЕП Платона Лебедева, из «Лефортово» в СИЗО «Матросская тишина». Причем в Генпрокуратуре отметили, что делается это по просьбе самого г-на Лебедева. Расследование его дела (о хищении акций АО «Апатит» и уклонении от уплаты налогов), как известно, закончено, но из-за переполненности в СИЗО «Лефортово» не хватает комнат для встреч обвиняемых с адвокатами и бизнесмен не имеет возможности спокойно знакомиться с материалами своего дела.
Иван ГОРДЕЕВ