|
|
N°198, 22 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Коммунальная склока
Россия и Украина ссорятся по любому поводу
Похоже, еще не скоро Россия и Украина станут жить как добрые соседи. Пока картина как в коммуналке -- конфликт чуть ли не по любому поводу. Из последних примеров -- разноголосица вокруг создания Единого экономического пространства (ЕЭП), напряженность в связи со строительством российской стороной дамбы в Керченском проливе. Впрочем, нельзя не признать, что здесь налицо серьезные причины для жесткой дискуссии. Чего нельзя сказать о новой конфликтной ситуации, возникшей на днях, как представляется, совершенно на пустом месте. Речь идет о включении Украины в российский черный список стран, не сотрудничающих в сфере борьбы с отмыванием денег.
Список, разработанный Комитетом по финансовому мониторингу России (КФМ) еще весной, 15 октября утвердил российский Минюст. Реакция Украины не заставила себя долго ждать. Понятно, что ничего, кроме протестов, из Киева не прозвучало. Вчера глава пресс-службы МИД Украины Маркиян Лубкивский заявил, что решение КФМ неконструктивно и не содействует укреплению двусторонних отношений. "В такое напряженное время, которое мы сейчас переживаем с Российской Федерацией, появляется ряд дополнительных элементов, которые никак не являются конструктивными и не работают на позитив в наших отношениях", -- сказал он.
Разъяснения из Москвы последовали сразу же после утверждения черного списка». В него, по словам главы КФМ Виктора Зубкова, попали все страны, входящие в черный список Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF). По утверждению главного российского финансового разведчика, иначе и быть не могло: правительство России еще в марте выпустило постановление, требующее от КФМ определить страны, плохо борющиеся с отмыванием денег. Причем сделать это надо было именно на основе черного списка FATF, в который помимо Украины сегодня входят Острова Кука, Египет, Гватемала, Индонезия, Мьянма, Науру, Нигерия и Филиппины. В МИД России (одно из ведомств, с которым согласовывался документ) попытались исключить Украину из списка, но безуспешно.
На самом деле это вполне можно было сделать, причем не нарушив решения кабинета министров. Ведь «на основе» не означает "в строгом соответствии". Тем более что в постановлении правительства, на которое ссылается г-н Зубков, оговаривается: при формировании списка следует «исходить из интересов национальной безопасности Российской Федерации». Дружба с соседями, тем более с Украиной, -- это ли не в интересах национальной безопасности?
При этом, как представляется, Россия совершенно не рисковала ухудшением отношений с FATF, полноправным членом которой стала в июне этого года. На последней сессии организации в начале октября в Стокгольме был отмечен значительный успех Украины в деле борьбы с отмыванием, в частности, в приведении соответствующего законодательства к мировым стандартам. Ряд экспертов даже допускали, что Украина уже на этой сессии может быть исключена из черного списка. Этого, впрочем, не произошло. FATF всегда смотрит, как исполняется антиотмывочное законодательство, а уже потом принимает решение. Так было, к слову, и с Россией, которая находилась в черном списке FATF с июня 2000-го по октябрь 2002 года.
Примечательно, что в любом случае -- включена ли Украина в российский черный список или нет -- никакого влияния на практику торгово-экономических и финансовых отношений двух стран это не оказывает. "На Украине не склонны драматизировать ситуацию или рассматривать ее в политической плоскости. Национальный список России полностью совпадает с черным списком FATF, поэтому меры в отношении Украины -- это чистая формальность, -- говорит первый зампред комитета Рады по финансам и банковской деятельности Виктор Капустин. -- Внесение Украины в черный российский список никак не отразится на двусторонних финансовых отношениях. FATF сняты санкции с нашей страны, поэтому у России нет никаких оснований предпринимать какие-либо шаги в этом направлении".
«Антиотмывочный» конфликт между Москвой и Украиной удивляет еще и потому, что произошел он на фоне укрепляющегося сотрудничества между российскими и украинскими финансовыми разведчиками. В конце августа в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве между КФМ и Госдепартаментом финансового мониторинга Украины. Более того, еще до подписания документа взаимодействие перешло в практическую плоскость: ведомство г-на Зубкова передало украинским коллегам пакет документов по ряду украинских фирм и физлиц, которые, по мнению КФМ, могут быть причастны к отмыванию преступно нажитых доходов. Плюс к этому Россия наряду со Словакией стали так называемыми странами -- спонсорами Украины при будущем ее вступлении в группу финансовых разведок мира «Эгмонт».
В общем вывод довольно прост -- было бы желание, а причину для соседского конфликта найти можно всегда.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев