|
|
N°198, 22 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Катастрофа по регламенту
Ученые-авиаторы против новых правил технического регулирования
Большая группа руководителей научных организаций, генеральных конструкторов и ученых направила руководству страны письмо, в котором высказывается против некоторых положений федерального закона «О техническом регулировании». Выразитель настроений инициативной группы, гендиректор ФГУП «Всероссийский институт авиационных материалов» (ВИАМ) Евгений Каблов заявил, что упомянутый закон -- это удар по надежности эксплуатации авиатехники и безопасности полетов. «Самолеты будут падать именно по закону о техническом регулировании, -- утверждает профессор, -- поскольку он отменяет обязательную сертификацию».
В частности, авторы письма недовольны тем, что согласно новому закону до 2007 года практически все ведомственные нормативные акты, определяющие требования по безопасности в сфере авиации, должны быть заменены законами. Причем особенно ученых возмутило то обстоятельство, что принимать разрабатываемые на основе нового закона технические регламенты будут депутаты: регламенты имеют статус федерального закона. Авиаторы сомневаются в том, что парламентарии смогут разобраться, какие регламенты принимать, какие нет, -- только по авиационным материалам имеется несколько тысяч стандартов.
Акция специалистов вызывает некоторое недоумение по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, федеральный закон «О техническом регулировании» был принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом еще в декабре прошлого года, а вступил в силу 1 июля 2003 года. За это время можно было не раз поднять шум, как это делали, например, представители КамАЗа, недовольные экологическими требованиями к автомобилям. Или 62 парламентария из межфракционного депутатского объединения «Авиация и космонавтика России», не раз требовавшие доработать закон. Некоторые поправки были учтены, что улучшило документ. Во-вторых, не самим депутатам предстоит сочинять регламенты. Для их разработки будут привлечены экспертные комиссии по техническому регулированию, положение о которых уже утвердил председатель правительства. Таким образом, государство, отдав рынку регулирование качества товаров, оставило за собой контроль за всеми видами безопасности.
Герман Греф в свое время назвал закон «О техническом регулировании» самым важным (наряду с законом «О банкротстве») законопроектом, принятым нижней палатой парламента в прошлом году. «Это революция», -- говорил глава Министерства экономического развития и торговли. Как считают в Минэкономразвития, принятие этого закона существенно облегчит переговоры России о вступлении в ВТО. В ходе прохождения закона через парламент некоторые сенаторы даже называли его «самым рыночным» из предложенных правительством за последнее время. Словом, закон «О техническом регулировании» большинством принят с восторгом, и на его противников смотрят с подозрением. Однако сфера безопасности полетов -- предмет весьма тонкий, речь идет о жизни многих людей. Поэтому беспокойство ученых нельзя рассматривать только как ностальгию по отмененным ведомственным актам. Ведь с 1998 по 2003 год российская авиация в авариях и катастрофах потеряла 125 самолетов и вертолетов, погибли 344 человека. В том числе в авиации вооруженных сил потеряно 60 воздушных судов, погибли 198 человек. За девять месяцев этого года в авиации в результате катастроф погибли 67 человек, потеряно 21 воздушное судно. Авторы письма надеются на возможность достижения компромисса между нормами нового закона "О техническом регулировании" и старыми принципами стандартизации и сертификации.
Николай ПОРОСКОВ