|
|
N°198, 22 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Америка судит «вашингтонского снайпера»
В американском городе Виргиния-Бич начался суд над 42-летним Джоном Алленом Мухаммадом. Он является одним из двух обвиняемых в деле «вашингтонского снайпера», который год назад держал в страхе Америку: 13 выстрелов, 10 убитых, 3 затерроризированных штата. Продолжается расследование семи похожих убийств в других штатах -- они терпеливо ждут своей очереди судить пару подозреваемых. Штату Виргиния выпало право первому провести судебный процесс, так как здесь, как сказал генпрокурор США Джон Эшкрофт, «лучше законы» -- они быстры и позволяют приговорить к смертной казни 16-летних подростков.
Фемида США беспокоится не зря -- второму подозреваемому (приемному сыну Джона Аллена Мухаммада) Ли Бойду Малво год назад было 17 лет. Суд над ним начнется через месяц. Адвокаты строят защиту на слабоумии Малво, мол, он нажимал на спусковой крючок под влиянием Мухаммада.
Оба подозреваемых -- негры. Решит их судьбу жюри присяжных из 15 человек, среди них лишь две чернокожие американки. Еще спецлотерея отобрала на процесс зрителей, представляющих общественность. Ведет процесс белый судья Миллетт. Представляет обвинение белый прокурор Виллетт. От услуг белых адвокатов (Гринспан и Шапиро) обвиняемый Мухаммад отказался и будет защищать себя в суде сам. «Зря», -- сказал ему судья, который знает статистику: в большинстве случаев обвиняемые признавались виновными, когда сами себя защищали. Показательный случай -- доктор Джек Кеворкян, практиковавший эвтаназию. Четыре раза его защищали адвокаты и добивались оправдательных приговоров. На пятый доктор взял дело в свои руки и загремел за решетку, где пробудет не менее десяти лет. Сам защищает себя и подозреваемый в причастности к теракту 11 сентября 2001 мусульманин Закариас Муссауи (суд продолжается).
Экс-сержант американской армии, участвовавший в операции «Буря в пустыне», Джон Аллен Мухаммад исповедует ислам (поэтому он сменил фамилию Уильямс на Мухаммад). Его родители мечтали, что он станет адвокатом, -- и вот пробил его звездный час. Он заявляет: «Я не имею ничего общего с этими преступлениями, обвинение построено на догадках», и попросил присяжных быть внимательными, ведь «на волоске висит жизнь его и сына».
Все улики косвенные: отпечатки пальцев на винтовке, из которой, по заключению баллистиков, могли производиться выстрелы; схожее ДНК на предметах, обнаруженных на месте преступлений, в том числе на карте с надписью «Считайте меня Богом». «По милости Аллаха меня признают невиновным», -- сказал Мухаммад. И рассказал случай из жизни. Однажды он наказал дочь Талибу за то, что она съела печенье: он видел крошки на ее руках, об этом говорили ее сестры. Но потом появился сын Джон и сказал, что печенье съел он. А не подозреваемая Талиба.
Андрей ЗЛОБИН