Время новостей
     N°198, 22 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.10.2003
Есть женщины в русских колониях
Минюст добивается снисхождения для слабого пола
Существенно облегчить женскую долю в местах лишения обещает российский Минюст -- если, конечно, Дума не затянет с обсуждением поправок в Уголовно-процессуальный кодекс. Пакет поправок, направленных на либерализацию системы исполнения наказаний, был внесен администрацией президента в Госдуму 23 сентября и на днях принят нижней палатой в первом чтении. Как заявил вчера замминистра юстиции РФ Юрий Калинин, закон может быть принят в окончательном чтении еще до конца 2003 года.

Самое радикальное изменение коснется женских исправительных колоний строгого режима -- они ликвидируются как класс. Теперь все осужденные женщины будут содержаться в колониях общего режима, где гораздо меньше ограничений. Сегодня в России, по данным Минюста, 15 «строгих» колоний, и там отбывают наказание 15--16 тысяч из 40 тысяч осужденных женщин. Кроме того, подростков после того, как им исполнится 18 лет, предлагается не переводить из воспитательных колоний во «взрослые». Для них предусмотрены специальные участки в воспитательных колониях, где они и будут находиться до окончания срока. «Эти и другие поправки направлены в первую очередь на то, чтобы перестать тиражировать рецидив», -- сказал замминистра.

В Минюсте надеются, что в результате принятия либеральных поправок удастся сократить тюремное население еще на 150 тысяч человек. Хотя оно и так в результате разнообразных гуманных мер за два последних года сократилось на 330 тысяч и сейчас насчитывает 855 тысяч осужденных.

Впрочем, г-н Калинин признал, что его ведомство до сих пор слышит от сторонников карательной политики «упреки и непонимание». Например, в ситуации с помилованием пенитенциарное ведомство парадоксальным образом оказалось более гуманным, чем специально назначенные для этого органы. Как известно, не так давно в России изменилась процедура помилования преступников. Следствием обновления, пролоббированного «силовым крылом» администрации президента, стало резкое сокращение числа помилованных. За 2002 год было прощено всего 234 человека. В этом году система государственного снисхождения тоже не заработала -- хотя региональные комиссии по помилованию уже созданы во многих регионах. Как рассказал г-н Калинин, в 2003 году только около 150 человек реально смогут рассчитывать на снисхождение. Причем причиной этого замминистра юстиции считает исключительно «личные амбиции и субъективный подход начальника управления президента по вопросам помилования Роберта Цивилева». «Еще весной мы подготовили два документа о помиловании. Один касался 71 женщины, другой -- 65 подростков, -- рассказал г-н Калинин. -- Женщины были помилованы несколько месяцев спустя, а подростки, которые уже 1 сентября могли бы пойти в школу, до сих пор ждут решения своей судьбы. Указ до сих пор не попал президенту». Юрий Калинин пояснил, кто просит о снисхождении. Например, девушка, которая, превысив пределы необходимой обороны, убила насильника (причем факт насилия доказан в суде). «Г-н Цивилев считает ее убийцей страшной, но не надо сгущать краски, -- сказал Юрий Калинин. -- Я сам был членом комиссии по помилованию в те годы, когда прощали по 10--12 тысяч человек в год, и помню, как мы едва успевали прочесть их имена-фамилии. Такой конвейерный способ не исключал погрешностей, но сейчас процедура соответствует Конституции и полностью себя оправдывает».

Ирина БЕЛАШЕВА