|
|
N°198, 22 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иран обещает выжить без бомбы
Европейцы доказали, что решать проблемы можно не только силой
Успехом завершился вчера визит высокопоставленной европейской делегации в Тегеран. После переговоров с президентом Ирана Мохаммадом Хатами главы внешнеполитических ведомств трех европейских стран -- Франции, Великобритании и Германии -- получили то, на что рассчитывали, -- удалось преодолеть тупик в отношении ядерной программы Ирана.
Была принята совместная декларация, где говорится, что в оборонной доктрине Ирана нет места ядерному оружию и он не стремится им обладать. Министры Доминик де Вильпен, Джек Стро и Йошка Фишер признали право Ирана на использование ядерной энергии в мирных целях. А иранские власти заявили, что Тегеран временно приостанавливает работы по обогащению урана (чего добивалась и Россия), «чтобы продемонстрировать добрую волю и создать атмосферу доверия». Иран также заявил, что хотя и не до конца месяца, как предполагалось, но уж точно до 20 ноября подпишет дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия, что позволит инспекторам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) проверять его ядерные объекты без предварительного уведомления.
Тегеран, однако, все еще крайне осторожен. По словам секретаря Высшего совета национальной безопасности Хасана Роухани, он оставляет за собой право возобновить работы по обогащению урана, «если сочтет, что это необходимо, -- через день, год или более долгий срок, в зависимости от интересов страны». Тем не менее, несмотря на эти оговорки, достигнутые вчера договоренности позволяют снять ультимативность временных рамок, установленных МАГАТЭ, -- до 31 октября Тегеран должен был доказать, что не разрабатывает ядерное оружие.
Вчерашний успех миссии Евросоюза показателен. Потому что европейцам удалось не только выработать единую позицию по острой международной проблеме (в отличие, например, от войны в Ираке, к которой Лондон, Париж и Берлин имели противоположные подходы), но и довести ее до логического завершения. Дипломатическая акция Европы показала, что к положительному результату может привести не только грубое использование силы. Ведь результаты тегеранской встречи невольно проецируются на иракскую войну, и вновь возникает вопрос, так ли необходима она была.
Впрочем, США вряд ли останутся довольны. После иракской войны кажется, что Тегеран -- следующая цель американской стратегии «упреждающих ударов», ведь Иран был включен Вашингтоном в «ось зла». Америка не желает, чтобы "страны-парии" обладали пусть даже мирной, но ядерной программой.
Успех дипломатии в Тегеране позволит России перевести дух и продолжить строительство АЭС в иранском Бушере. Но Доминик де Вильпен, Джек Стро и Йошка Фишер взамен на уступки пообещали Ирану поставлять в страну ядерные технологии и топливо. Это вряд ли может успокоить Москву, которая в период напряженности фактически являлась монополистом на рынке ядерных технологий для Ирана.
Андрей ЗЛОБИН