|
|
N°202, 28 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иосиф ДИСКИН: "Надо дать правоохранительным органам возможность довести дело до конца"
Иосиф ДИСКИН, сопредседатель Совета по национальной стратегии (СНС):
-- Президент, на мой взгляд, предельно четко высказал свою позицию. Когда от него требовали отклика, то было несколько непонятно: а чего, собственно, хотят? Как гарант Конституции и к тому же юрист по образованию что он мог сказать, кроме того, что сказал? Что перед законом все равны и никакого торга по поводу закона он, первый в стране слуга закона, не допустит. Это одна сторона дела.
Другая состоит в том, что, на мой взгляд, арест Михаила Ходорковского и вся история с ЮКОСом выявила всю фундаментальную неустойчивость существующей политико-экономической системы. Была попытка обойти неподведенность, сомнительность итогов приватизации начала 90-х годов и всего перераспределения национального богатства. Пока 70% населения признают такое перераспределение несправедливым, система нелегитимна. И ситуация с ЮКОСом выявила всю внутреннюю противоречивость существующей системы. Непонятно, что делать со скелетами в шкафу, которые понатыканы в каждом крупном и среднем бизнесе.
Третья сторона проблемы заключается в том, что президент не вполне последователен. Раньше он говорил, что неправильно по экономическим преступлениями держать в тюрьме до суда. Было бы логично, заняв принципиальную позицию поддержки правоохранительных органов и невмешательства в их деятельность, в то же время обратиться к ним с просьбой: дескать, ребята, измените меру пресечения. И может быть, даже самому выступить гарантом того, что Ходорковский никуда не денется, взять его на поруки. Таким образом президент дал бы понять, что он и против пересмотра итогов приватизации, и против спекуляции вокруг этого вопроса. Кроме того, в сложившейся ситуации изменение меры пресечения было бы во многом шагом к тому, чтобы прекратилась истерика вокруг этого дела, о чем президент и просил. А это именно истерика, ведь за день фондовые рынки два раза останавливались! В экономике действуют живые люди с эмоциями, вот они и кинулись, особенно иностранцы, фиксировать прибыль. Но, кстати, падение акций было существенным, а объемы невелики. То есть истерика резкая, но необширная, и ее можно остановить.
Как дальше будет развиваться ситуация, зависит во многом от того, какую позицию займут лидеры общественного мнения и крупного бизнеса. Кроме того, надо дать правоохранительным органам возможность довести дело до конца. Если были нарушения закона, то за них надо отвечать. Тем более, я хочу напомнить, что срок давности по налоговым нарушениям -- три года, а это же путинское время. Тогда получится, что люди, которые объявляли себя белыми и пушистыми лидерами российского чистого бизнеса, несколько лукавили.
|