|
|
N°198, 22 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ядерное оружие -- не средство нажима»
Принимая на минувшей неделе верительные грамоты канадского посла Кристофера Вестдала, президент Путин подчеркнул, что российско-канадские отношения переживают плодотворный период. Новый импульс им дала встреча на днях Владимира Путина с канадским премьером Жаном Кретьеном в Бангкоке на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). О перспективах отношений с Канадой спецкор газеты «Время новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ попросила рассказать посла России в этой стране Георгия МАМЕДОВА.
-- Российско-канадские отношения переживают расцвет, особенно благодаря динамичному диалогу на высшем уровне. В прошлом году премьер Канады Жан Кретьен был в России с официальным визитом во главе «Сборной Канады» (руководители провинций, территорий и около 300 ведущих представителей деловых кругов. -- Ред.). С такой командой премьер ездит только к стратегическим партнерам.
-- Каковы перспективы наших отношений?
-- Наиболее вероятный преемник Кретьена -- Поль Мартин, экс-министр финансов в правительстве г-на Кретьена. Он тоже член Либеральной партии и тоже сторонник партнерства с Россией. Наше политическое сотрудничество развивается хорошо. А вот экономическое неплохо бы подтянуть. Кстати, в связи с улучшением у нас инвестиционного климата на прошлой неделе было объявлено, что канадцы впервые инвестируют 150 млн долл. в золотодобывающую промышленность России.
-- А что с диалогом по стратегической стабильности?
-- Мы уже в течение ряда лет, не особенно афишируя, ведем консультации по этим вопросам не только с США, Великобританией и Францией, но и с Канадой. В ноябре первый замминистра иностранных дел Канады должен приехать в Москву, чтобы обсудить проблемы стратегической стабильности. Сюда входят разоружение, нераспространение, взаимоотношения России и НАТО, повышение эффективности работы ООН в области разоружения, недопущение вывода оружия в космос, вопросы национальной противоракетной обороны США.
-- В чем совпадают взгляды Москвы и Оттавы?
-- Канада поддерживает все наши инициативы в области ядерного разоружения. Еще в 2000 году, накануне выборов в США, когда неизвестно было, как сложатся наши отношения с американцами, президент Путин предложил сократить стратегические наступательные вооружения России и США до 1500 единиц. Одной из первых это предложение поддержала Канада. Затем у нас были долгие переговоры с администрацией Буша, и в результате в 2002 году мы вышли на московский договор, втрое сокращающий наш стратегический потенциал. Как безъядерное государство, Канада выступает за сокращение ядерных потенциалов, помогая и нам, и американцам.
-- Как в Канаде отнеслись к обнародованной в начале месяца «Открытой части военной доктрины» России и напоминанию Путина о наличии у нас стратегических ракет УР-100Н УТТХ?
-- Спокойно. Не понимаю, почему пресса сделала из этого сенсацию. Это все равно, что сказать: «2х2=4». Эти ракеты (по квалификации НАТО SS-19) разрешены всеми имеющимися соглашениями. Они надежный элемент нашей концепции сдерживания, и речь шла просто о продлении их ресурса.
Существует определенный баланс ядерного сдерживания. Сегодня он поддерживается не в обстановке конфронтации, как во время «холодной войны», а в обстановке активного сотрудничества между всеми официальными членами ядерного клуба. Вопросы разоружения, думаю, войдут в повестку наших ноябрьских консультаций с канадцами. А во время недавнего визита министра обороны Сергея Иванова в Канаду были даны важные разъяснения не только насчет SS-19, что, конечно, не новость и не сенсация, но и насчет нашей ядерной доктрины. Ведь появились спекуляции, что она якобы построена на концепции превентивного использования ядерного оружия. Это категорически не так. Мы рассматриваем ядерное оружие не как средство нажима и не как средство реального ведения боевых действий, а только как политический инструмент сдерживания агрессии против России с применением ядерного оружия. Это очень важно. В рамках Договора о нераспространении ядерного оружия мы, в частности, гарантируем безопасность всем безъядерным зонам, а их существует более ста.
-- А как встретили в Канаде министра обороны России?
-- С большим интересом. Канадцы возглавляют международный миротворческий контингент, находящийся по мандату Совбеза ООН в Афганистане. Наши знания афганских реалий крайне важны для безопасности канадских солдат, которые недавно понесли первые потери из-за терактов с использованием мин. Для Канады не просто отправлять свои войска в далекую страну. Здесь необходимо международное содействие. Впервые мы публично объявили, что обмениваемся в Кабуле с канадцами развединформацией, нужной для безопасности их контингента.
-- Разве наша военная доктрина не рассматривает НАТО, включая США и Канаду, как вероятного военного противника?
-- Мы не называем сейчас вероятных противников. В выступлениях нашего президента четко констатируется, что у нас нет сейчас врагов, что мы поддерживаем нормальные отношения со всеми в мире, что вероятность крупномасштабного нападения на Россию значительно уменьшилась. У нас достаточно реальных бед, и нет нужды выдумывать что-то драматическое насчет потенциальных противников.
-- Позиции Москвы и Оттавы близки и по проблеме глобальной противоракетной обороны (ПРО)?
-- Оттава поддерживает Договор о противоракетной обороне. Мы солидарны в том, что выход из него США был ошибкой. Сегодня в Оттаве, как и в Москве, акцент делается на сотрудничестве, а не на соперничестве с США. Канадцы ведут с США консультации о возможности сотрудничества в области ПРО. Но они подтверждают, что это сотрудничество не должно содействовать выводу американского оружия в космос, который, как официально заявляет министр обороны США и не только он, США рассчитывают начать где-то к 2008 году.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ