|
|
N°57, 02 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без России торговый ряд не полный
Отечественные производители в ВТО не торопятся
В пятницу был день Всемирной торговой организации. Для участия в совещании «Россия, международная экономика и ВТО» в Москву прибыли генеральный директор Всемирной торговой организации Майкл Мур и комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами. Российскую сторону представляли премьер Михаил Касьянов и министр экономического развития и торговли Герман Греф. После совещания в Кремле прошла встреча г-на Мура с российским президентом.
Впрочем, несмотря на высокий уровень консультаций, никаких существенных сдвигов в переговорном процессе не произошло. Встреча российских лидеров с руководителями ВТО в очередной раз продемонстрировала, с одной стороны, взаимную заинтересованность -- России в ВТО, а ВТО в России, а с другой -- наличие существенных проблем и разногласий.
Открывая совещание, г-н Касьянов заявил, что российские власти «выступают за равноправный подход России к вступлению в ВТО». Этот процесс должен сопровождаться "переходным периодом на 5--7 лет, в течение которого в стране должна быть проведена реструктуризация основных отраслей экономики с целью повышения их жизнеспособности". Г-н Касьянов отметил: "Мы готовы искать развязку по закоренелым проблемам, однако от России нельзя требовать все больше и больше при вступлении в ВТО". Членство в ВТО должно учитывать потребности российской экономики. "Нам не нужно вступление ради вступления", -- сообщил российский премьер.
Говоря о собственно переговорном процессе, Михаил Касьянов высказал пожелание, чтобы политическая поддержка зарубежных государств вступлению России в ВТО обернулась бы практическими шагами. При этом премьер признал, что в России нередки высказывания «о негативных последствиях вступления страны в ВТО". Причина, по его мнению, кроется, в частности, в «негативном отношении, с которым российские экспортеры сталкиваются на рынках, в том числе и европейских стран». Ущерб в размере 2,5 млрд долларов, который ежегодно наносится России от антидемпинговых санкций, по словам премьера, «вряд ли соответствует реальности и отношению к России как к стране с нерыночной экономикой". Что касается торгового протекционизма, в котором часто обвиняют Россию, то г-н Касьянов заявил: в России начинают понимать, что протекционизм -- плохое лекарство. Однако пересмотреть эту политику премьер не обещал.
Майкл Мур в свою очередь заявил: «Все сигналы указывают, что работа по вступлению России в ВТО и все процессы должны быть ускорены в ближайшие месяцы". По его словам, недавние предложения России также свидетельствуют о том, что "Россия продолжает работать в позитивном духе со всеми партнерами по переговорам". Впрочем, г-н Мур признал, что впереди ожидаются долгие месяцы сложных переговоров, особенно по доступу на рынки услуг, однако тут же отметил, что "это нормально для всех переговоров». Не менее доброжелательно о вступлении России в ВТО высказался и комиссар ЕС Паскаль Лами, пообещавший не только «конкретную политическую поддержку России при вступлении в ВТО со стороны ЕС», но и «больше денег на укрепление потенциала экономических и политических преобразований в России". Правда, о конкретных мерах и средствах представитель ЕС говорить не стал.
В ходе встречи г-на Мура с Владимиром Путиным президент в очередной раз высказался за интеграцию российской экономики в международное экономическое пространство. Хотя это, по мнению г-на Путина, должно исключить отрицательные последствия для российских производителей.
По признанию Владимира Путина, некоторые отрасли нашей экономики пока неконкурентоспособны. Поэтому, по словам президента, "Россия рассчитывает на понимание ее проблем": незавершенная структурная перестройка и отсутствие стабильного развития. Существующие в стране положительные тенденции в экономике, по словам г-на Путина, «только тенденции, это только признаки положительного и стабильного развития", и «нынешнее состояние стабильности не стоит сравнивать со стабильностью в индустриально развитых странах».
Президент отметил, что «Россия не просит для себя никаких привилегий, а лишь стандартного подхода при вступлении в ВТО». В ответ г-н Мур дипломатично заявил, что Всемирная торговая организация не может быть подлинно всемирной без России. «Мне эта позиция нравится», -- не растерявшись, сказал г-н Путин.
Российские промышленники занимают прагматичную позицию. Несмотря на то, что, по словам Германа Грефа, в России нет ни одной отрасли экономики, возражающей против вступления в ВТО, российские производители крайне осторожны. Определенные опасения есть даже у металлургов -- отрасли, более всех страдающей от антидемпинговых санкций. По словам заместителя генерального директора Новолипецкого меткомбината Андрея Петросьяна, практически у всех российских промышленников есть общая точка зрения: «Спешить со вступлением в ВТО не стоит». Главная причина настороженности -- за 7 лет работы по вступлению в ВТО так и не была дана официальная оценка экономических последствий этого шага для страны. Кроме того, по словам г-на Петросьяна, непонятно, почему вступление в ВТО является сейчас первоочередной задачей, тогда как до сих пор не решено множество внутренних проблем. Впрочем, это не означает, что российские производители настроены категорически против ВТО. Они просто предлагают не торопиться.
Ольга АНТОНОВА