|
|
N°197, 21 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Литовцы не доверяют экспертизе ЛУКОЙЛа
Премьер Бразаускас добивается загрузки Клайпедского порта
Вчера в Москву прибыл с двухдневным визитом литовский премьер Альгирдас Бразаускас, который прежде всего встретится со своим коллегой Михаилом Касьяновым. Традиционная повестка дня такого рода визитов -- лоббирование ратификации застрявших договоров, и тут две наиболее острые для Литвы проблемы. Это судьба проекта 2К, призванного обеспечить оптимальную загрузку Клайпедского и Калининградского портов, и начало эксплуатации российской компанией ЛУКОЙЛ нефтяного месторождения Д-6 в Балтийском море.
Проект 2К по загрузке портов, инициированный во время встречи российского и литовского президентов еще в 2001 году, буксует. Ожидалось, что соглашение транспортные министры двух стран подпишут в сентябре в Санкт-Петербурге на третьей Евроазиатской транспортной конференции. Но литовская сторона от подписи воздержалась. Дело в том, что еще 2001 году Россия увеличила тарифы для внешних перевозок, что повысило стоимость доставки грузов в Клайпеду. За два года транзит через Калининградский порт вырос в 2,2 раза, а транзит российских грузов через Клайпеду упал в 3 раза.
Литовская сторона, подавая пример, в 2001-м снизила железнодорожные тарифы на своей территории для российских операторов, однако ответного шага так и не дождалась. В этой ситуации в Литве появились сомнения в полезности проекта 2К. Кроме того, литовские политики намекали, что вокруг проекта немало бывших работников КГБ, что подозрительно.
Однако в правительстве Литвы все же преобладает мнение о полезности проекта, ибо он привлечет грузы. Во-вторых, если даже не выиграет Клайпедский порт, то смогут заработать литовские железнодорожники, так как возрастет транзит на Калининград. В-третьих, поступили сведения о замене некоторых одиозных, в глазах литовцев, фигур в группе российских партнеров. Встреча с Касьяновым, видимо, станет последней попыткой добиться уступок от России, чтобы открыть путь к подписанию соглашения.
Начало работы нефтяников в Балтийском море вызывает беспокойство Литвы с точки зрения экологической безопасности. Месторождение Д-6 расположено в 7 км от водной российско-литовской границы и в 22 км от побережья Куршской косы -- уникального природного заповедника, взятого под опеку ЮНЕСКО. Литовцы требовали международной экспертизы, не доверяя той, которая была проведена по заказу ЛУКОЙЛа. Премьера Бразаускаса сопровождает министр окружающей среды Арунас Кундротас. На московских переговорах литовцы поднимут вопрос о заключении соглашения, предусматривающего совместные действия по ликвидации последствий аварий, а также о компенсациях в случаях экологического загрязнения.
Разумеется, будет затронута и тема транзита в калининградский анклав, по поводу которого особых проблем не возникает.
Владимир СКРИПОВ, Вильнюс