|
|
N°197, 21 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тамара Москвина: «Зачем закапывать свои знания»
После Олимпиады в Солт-Лейк-Сити Тамара Москвина заявила о том, что не будет больше работать в качестве тренера с российскими фигуристами. Многие восприняли эти слова с сожалением, потому что не так много в мире фигурного катания наставников, способных выдавать штучный товар. Потому ее желание уйти из тренерского цеха стало неожиданностью для многих. Оставить спорт на взлете карьеры -- не каждый решится на такой шаг. Возможно, что поводом стала олимпийская шумиха вокруг подопечных Москвиной Елены Бережной и Антона Сихарулидзе. После скандалов, разразившихся в олимпийском Солт-Лейк-Сити, надо было успокоиться, это нужно было пережить. Прошел год, и в начале этого сезона Москвина предстала как наставница сразу двух российских спортивных пар. Корреспондент газеты «Время новостей» побеседовала с Тамарой МОСКВИНОЙ о ее планах.
-- Тамара Николаевна, что побудило вас вернуться?
-- На самом деле я никогда до конца не верила, что смогу из спорта уйти. Чтобы не терять нить, которая связывала бы меня с фигурным катанием, в течение прошлого года работала с японской парой Юко Кавагучи -- Александр Маркунцов. Что же касается российских учеников, наверное, мне просто была необходима небольшая передышка, некий тайм-аут, чтобы успокоиться, прийти в себя.
Когда я вернулась из Америки в Питер, то как почетный гражданин города стала встречаться со знаменитостями, получать приглашения на общественные советы, приемы, консультации с руководством Санкт-Петербурга. Увидела там много людей, которые были значительно старше меня по возрасту, но которые продолжали активно трудиться. Они-то меня и озадачили вопросами: «Что вы теперь будете делать? Вы -- большой специалист по фигурному катанию -- станете закапывать знания и никому их не передадите? По сравнению с нами вы просто девочка, к которой еще только пришло признание, и в этот момент неразумно ставить точку». Действительно, решила я, чем выдумывать новый бизнес и новое занятие для себя, лучше совершенствовать то, что умеешь хорошо делать. Тем более, так совпало, что в это время ко мне попросились сразу две молодые пары.
-- Чем они мотивировали переход к вам?
-- Первая пара -- Виктория Борзенкова и Андрей Чувиляев приехали из Москвы. Правда, раньше они тренировались в Питере, так что, можно сказать, вернулись домой. Вторая пара -- Юлия Обертас и Сергей Славнов перешли ко мне всего несколько недель назад. В конце сезона у них возникли проблемы с тренером Людмилой Великовой, и они расстались. И первая пара, и вторая ничего мне не объясняли, просто пришли и сказали: «Хотим у вас тренироваться». А мое дело тренировать.
-- В прошлом сезоне Обертас выступала с другим партнером, Алексеем Соколовым. К вам пара попала уже в новом составе или это была ваша инициатива поменять партнера для Обертас?
-- Нет, ко мне пара пришла в новом составе.
-- Несколько слов о новых программах учеников?
-- У Юли и Сергея обе программы поставлены прежними тренерами Людмилой и Николаем Великовыми. Это хорошие программы: короткая -- под испанские мелодии, произвольная -- современного американского композитора. У Вики и Андрея короткая программа называется «Время сказать до свидания», произвольная -- на классическую музыку.
-- Раньше вы говорили, что в Питере нет условий для тренировок, а как обстоят дела сейчас?
-- Нормальные условия для работы. По правде говоря, в Питере и два года назад можно было тренироваться. Мы с Леной и Антоном уехали в Америку вовсе не по этой причине. Тогда была конкретная необходимость -- подготовка Бережной и Сихарулидзе к Олимпийским играм в Солт-Лейк-Сити. С этим были связаны определенные задачи -- представление российских фигуристов американской прессе, телевидению. Нам нужно было в Америке проявить и показать себя. Сейчас такие задачи не стоят, тем более следующая зимняя Олимпиада будет в Европе, в Италии.
-- Вы поддерживаете отношения с Леной и Антоном?
-- Мы встречаемся с ними фактически каждый день. Я продолжаю их тренировать. Они катаются вместе с нашими молодыми парами в Питере. Почему я говорю «нашими», потому что мне помогает Игорь Борисович Москвин. Да и Лена с Антоном советуют ребятам, передают свои секреты.
-- О программах Бережной и Сихарулидзе говорили, что они опережают свое время. Вы будете продолжать эксперименты с новыми учениками?
-- Я буду экспериментировать, но необходимо время, чтобы понять, что это за люди, с какими характерами, увидеть их положительные стороны, недостатки. И только тогда можно определится, как с ними работать, какие образы создавать.
-- Что вы думаете о новой системе судейства в фигурном катании?
-- Сложный вопрос. Главное, что требуется от тренера и спортсменов, чтобы программы были сложные, интересные и оригинальные.
-- Но, на ваш взгляд, новая система более объективна?
-- Не знаю. Понимаете, в фигурном катании система судейства была и будет субъективной, потому что в нашем виде спорта нет ни линейки, ни секундомера. Но надо не кивать на это, надо выступать и побеждать.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА