|
|
N°197, 21 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Виктория Волчкова: Обстановка в нашей группе была невыносимой
Год назад Виктория Волчкова шокировала поклонников фигурного катания тем, что неожиданно перешла от прежнего тренера Виктора Кудрявцева к новому -- Олегу Васильеву, никогда прежде одиночников не тренировавшему.
Поначалу казалось, что эксперимент Васильева и Волчковой удался. Вика смотрелась на льду более уверенно. Следовательно, от фигуристки вправе были ждать медалей и побед. Но по каким-то причинам от старта к старту уверенность спортсменки улетучивалась. В итоге за весь прошлый сезон новая ученица Васильева выиграла только один турнир -- этап Гран-при в Москве. Логично было предположить, что что-то в жизни Волчковой должно поменяться. Так и случилось. Вскоре выяснилось, что еще летом одиночница перешла в группу Елены Чайковской. Почему? Это и стало темой разговора корреспондента газеты «Время новостей» с Викторией ВОЛЧКОВОЙ.
-- Виктория, что явилось причиной вашего возвращения домой?
-- Я, естественно, ожидала этого вопроса и отвечу на него откровенно. На мой взгляд, Олег Васильев просто не смог создать нормальную психологическую атмосферу в группе. Непонимание между спортсменами, которые тренировались у него и которые в принципе не конкурировали между собой (в группе Васильева тренировалась еще спортивная пара Татьяна Тотьмянина -- Максим Маринин. -- О.Е.), постоянно создавало нервную обстановку. В такой психологической атмосфере работать было очень нелегко, а вскоре стало невыносимо. Не буду вдаваться в детали, скажу только, что именно это обстоятельство спровоцировало мой отъезд из Чикаго.
-- Можно сказать, что тренер не уделял вам достаточно внимания?
-- Нет, это не так. Мне хватало тренерского участия, и я не требовала от него больше внимания к себе. Более того, я с детства привыкла тренироваться в группе, в которой бывало и 10, и 12 человек. У меня никогда мысли не возникало, что тренер должен ориентироваться только на меня. Поэтому, честно говоря, мне и непонятно, почему три спортсмена не смогли найти общего языка между собой? Почему вообще возникла такая странная ситуация?
-- На ваш взгляд, дебют Олега Васильева в качестве тренера одиночников удался?
-- Думаю, да. Олег очень здорово планировал тренировки. У каждого из спортсменов всегда был четкий план работы. Не было безалаберности. Мне нравилось работать с Васильевым.
-- Почему вы решили перейти именно к Чайковской? Может, стоило продолжить эксперименты и попроситься к Москвиной, которая в свое время тренировала Васильева?
-- Наверное, Тамара Николаевна не согласилась бы. На самом деле Валентин Николаевич Писеев, президент нашей федерации фигурного катания, предлагал мне несколько вариантов. Но я еще в детстве слышала фамилию Чайковской, и для меня Елена Анатольевна всегда была легендарным тренером. Естественно, я не упустила возможности потренироваться у нее. Тем более на память приходила карьера Маши Бутырской. Спортсменки, которая после многих неудач пришла к Чайковской и стала чемпионкой мира. Словом, мне просто было интересно попробовать поработать с таким тренером. И я думаю, что наше сотрудничество с Еленой Анатольевной со временем даст плоды. Она действительно талантливый человек. А главное, знает, как помочь спортсмену. Приведу такой пример. Когда в сентябре в Одинцове проходили первые прокаты программ, я ужасно нервничала. После короткой программы никак не могла совладать с собой. Сама не понимала, что со мной происходит, и от этого дергалась только больше. Но тренер сразу уловила мое состояние. На следующий день, перед произвольной программой, она научила, как взять себя в руки, и я вышла на лед совсем другой.
-- Какими секретами владеет Чайковская, чего нет у других тренеров?
-- Не хочу никого обижать, потому что все три тренера, у которых я занималась, -- Кудрявцев, Васильев, Чайковская -- совершенно разные люди. Виктор Николаевич дал мне технику скольжения, научил вращениям, прыжкам. Олег привил иные качества, изменил мое отношение к тренировкам, заставил осознать, что это серьезная работа. А Елена Анатольевна сама по себе творческий человек, и с ней интересно. Каждый раз приходишь на тренировку и узнаешь что-то новое. Замечательно, когда можешь почерпнуть для себя то, что потом пригодится как в спорте, так и в жизни.
-- В группе Чайковской есть еще одна одиночница --Людмила Нелидина. Не опасаетесь повторения ситуации?
-- Нет. Все зависит от тренера. Хотя в данном случае мы с Людой непосредственно соперничаем друг с другом.
-- В прошлом сезоне многие специалисты утверждали, что ваши проблемы на льду имеют корни в области психологии. Владея таким техническим арсеналом, вы должны были легко выполнять все прыжки.
-- Да, я согласна с этим мнением. На соревнованиях зачастую я действительно не могу справиться с собой.
-- Может, стоит обратиться к спортивному психологу, как это делали Ирина Слуцкая и Алексей Ягудин?
--Я тоже думала об этом. Если бы осталась у Васильева, может, и прибегла к помощи подобного рода специалистов. Но в группе Чайковской психолог не нужен. Уверена, Елена Анатольевна справляется с подобными проблемами гораздо лучше спортивных врачей.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА