|
|
N°197, 21 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прямой путь к продажам расширяется
Ассоциация прямых продаж объявила вчера результаты социально-экономического исследования, которые показали, что в нашей стране этот вид торговли с каждым годом набирает обороты. В прошлом году объем прямых продаж составил 601,7 млн долл. В этом году ожидается его рост в два раза -- до 1 млрд 200 млн долл. Но несмотря на то, что популярность прямых продаж в России возрастает, наша страна еще далека от мировых показателей. По данным Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж, в 2002 году общий объем розничных продаж более 47 млн независимых продавцов составил 85 млрд долл. Из них, например, на долю США приходится 28 млрд, а на долю Японии -- 24 млрд долл. Президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева связывает «отсталость» России по этому показателю исключительно с тем, что в США, Японии и Западной Европе компании, специализирующиеся на прямых продажах, появились еще в 60-х годах, тогда как в России -- в середине 90-х.
Г-жа Шокарева отмечает, что главная отличительная черта российского рынка в том, что доля дистрибьюторов, полностью занятых в сфере прямых продаж (т.е. имеющих доход только от этого вида работы), составляет 40%, это в два раза превышает показатели Западной Европы. По данным Ассоциации прямых продаж, общая численность россиян, занятых в сфере прямых продаж, в прошлом году достигла 1,149 млн человек. Как отмечает заместитель генерального директора шведской косметической компании Oriflame Сергей Канашин, при помощи компаний, работающих в индустрии прямых продаж, «можно безопасно попробовать себя в качестве частного предпринимателя», поскольку независимым продавцам не требуется большой начальный капитал. Ведь, как показывает практика, из 100 человек, желающих стать «обычными» предпринимателями, в конце концов ими становятся только один-два человека.
Сейчас в России насчитывается свыше 150 компаний, работающих при помощи метода прямых продаж. Но только девять из них входят в ассоциацию (Amway, Aquasource, Avon, Faberlic Golden Neo-Life Diamite, Herbalife, Mary Key, Oriflame, Tupperware) и придерживаются кодекса профессиональной этики по отношению к потребителю. «Но есть множество компаний, которые ни в какую не хотят вступать в нашу ассоциацию, и к нам часто приходят жалобы в их адрес», -- заявляет Тамара Шокарева. Учитывая возрастающий интерес населения к прямым продажам, Министерство по антимонопольной политике подготовило изменения в закон «О защите прав потребителей» и, возможно, внесет их в Госдуму уже на этой неделе.
Как утверждает начальник управления МАП по защите прав потребителей Сергей Баткаев, одной из главных поправок станет включение в закон так называемого периода «охлаждения» (когда покупатель имеет право вернуть товар продавцу в течение определенного фирмой периода времени и получить назад деньги) применительно к компаниям, занимающимся прямыми и дистанционными (интернет-магазины и ТВ-магазины) продажами. «Многие покупатели приобретают товар у недобросовестных фирм чуть ли не под гипнозом, -- говорит г-жа Шокарева, -- и часто, уже совершив покупку, человек понимает, что допустил ошибку, но вернуть назад товар он уже не может».
Екатерина САШЕНКО