|
|
N°40, 06 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прибыль: путь к компромиссу
Правительство и предприниматели продолжают торг
До 10 марта правительство должно завершить доработку проекта главы НК «О налоге на прибыль». Такое решение было принято по результатам состоявшегося 19 февраля заседания совета по предпринимательству при правительстве России. На нем же в ходе дискуссии между предпринимателями и представителями правительства были разрешены многие принципиальные вопросы, касающиеся нового налога на прибыль. О чем сумели договориться бизнес и власть, «Приличным деньгам» рассказал член совета по предпринимательству, вице-президент компании «Тройка-Диалог» Олег Вьюгин.
-- Какой вопрос в обсуждении налога на прибыль предприниматели считают самым важным?
-- Основным, разумеется, является вопрос о составе затрат. Собственно, о нем только и говорили на заседании совета. Вопрос ставки даже не обсуждается: все сошлись во мнении, что 30-процентная ставка устроит и власть, и бизнес. Что же касается вопроса, из чего будет складываться себестоимость, то тут Минфину и предпринимателям пришлось искать компромиссы. Речь идет о следующих пунктах: инвестиционная льгота, методика расчетов с бюджетом, расходы на ремонт и уплата налога на прибыль с авансовых платежей.
-- Начнем по порядку. Что с инвестиционной льготой?
-- Известно, что основная идея Минфина -- ликвидировать все льготы, в том числе и инвестиционную (она позволяет освобождать от налогообложения 50% прибыли, если эти средства инвестируются в производство. -- Ред.). На замену последней Минфин предложил ввести систему ускоренной амортизации. Предприниматели, разумеется, категорически против этого. Их логику понять можно: при очень большом износе во многих отраслях российской промышленности механизм ускоренной амортизации «обескровит» все инвестиционные схемы предприятий. Эту проблему решить удалось: на последнем совете по предпринимательству Минфин согласился, что в проекте главы «О налоге на прибыль» будут прописаны оба механизма. Однако воспользоваться можно будет на выбор одним из них: либо ускоренной амортизацией, либо льготой на инвестирование. Правда, Минфин оговорился, что инвестиционная льгота будет действовать только в течение пяти лет, после истечения которых в трехлетний срок они будут постепенно упраздняться.
-- Говорили, что Минфин собирается упразднить кассовый метод расчетов с бюджетом?
-- Действительно, Минфин хотел отменить кассовый метод, пользуясь которым предприятие рассчитывается с бюджетом после реального получения или расходования средств. Предполагалось оставить метод начислений, согласно которому предприятие рассчитывается по налогу на прибыль, что называется, «по отгрузке», а не «по оплате». Сегодня действуют обе методики. В результате предприятия используют следующую схему. Оплата налогов на прибыль производится кассовым методом, т.е. когда средства реально поступают на предприятие. При этом расходы (отнесение затрат на себестоимость) учитывают методом начислений, т.е. когда они реально производятся, а не после реализации товаров или услуг. Получается двойная выгода, что, разумеется, очень не нравится Минфину. Однако и в этом пункте удалось достигнуть относительного компромисса: оба метода останутся в НК, но пользоваться можно будет только одним из них -- как по расходу, так и по приходу.
-- Сейчас много разговоров насчет отнесения рекламных расходов на себестоимость.
-- Не только рекламных. На их включение в состав затрат Минфин согласился. Предприниматели еще ратуют за отнесение на затраты и расходов на ремонт. С этим Минфин согласен лишь частично: согласно его проекту, на себестоимость можно будет отнести только 10% от суммы, затраченной на ремонт. По мнению предпринимателей, это очень мало. Однако вряд ли Минфин пойдет на компромисс в этом вопросе. И его можно понять: почему расходы на ремонт частного бизнеса должны восполняться за счет госбюджета?
-- А что с авансовыми платежами?
-- Не секрет, что многие предприятия получают авансы в счет заключения контракта. Минфин в своем первоначальном проекте предполагал взимать налог на прибыль с этих сумм. Предприниматели протестуют, но Минфин категорически отказался изымать этот пункт из законопроекта. Однако в дело вступил премьер Касьянов, сказав, что этот вопрос можно будет еще обсудить и что по этому поводу будет проведено дополнительное совещание.
-- Как бы вы в целом оценили законопроект?
-- Есть у законопроекта один крупный недостаток: он не отвечает требованиям НК как закона прямого действия. Т.е. формулировки проекта предполагают, что налоговые органы будут трактовать закон с помощью инструкций. Кроме того, все предприниматели в совете считают, что документ получился тяжелый и агрессивный. Наверное, это связано с тем, что Минфин от души постарался не оставлять предприятиям лазеек.
Беседовал ДЭМИС ПОЛАНДОВ