|
|
N°196, 20 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не хватило еще одного чуда
Ватикан признал мать Терезу блаженной
В воскресенье Папа Римский Иоанн Павел II отметил 25-летие своего понтификата причислением самой известной католички XX века, матери Терезы, к лику блаженных. Об этом было торжественно объявлено 400 тысячам верующих, собравшихся вчера в Риме на огромной площади перед собором Святого Петра. То, что основательница монашеского Ордена милосердия, лауреат Нобелевской премии мира мать Тереза станет блаженной, секретом не было: о том, что этот вопрос решен Римской курией положительно, было известно еще в 2002 году. Однако для того, чтобы решение вступило в силу, требовалось личное заявление понтифика, а с этим решили подождать до юбилейных торжеств.
Причисление к лику блаженных (беатификация) -- это своего рода промежуточный статус. К пополнению своего сонма святых Ватикан относится с большой осторожностью, стараясь досконально проверить всю подноготную кандидата. После того как претендент успешно проходит первый круг проверки, Папа может официально объявить его блаженным, или местнопочитаемым святым. То есть с официальной точки зрения, святость такого человека признается не всей церковью, а лишь на определенных территориях -- как правило, там, где он жил. Для получения статуса «полноценного святого» именем блаженного должно совершиться как минимум два чуда. Лишь после этого Святой престол может рассмотреть вопрос о канонизации.
Чудо, связываемое с именем матери Терезы, пока только одно. В 1998 году Моника Берса из Индии заявила, что излечилась от рака благодаря молитвам, обращенным к Терезе. Врачи подтвердили, что опухоль в животе больной была, но бесследно рассосалась, но все же отметили, что это могло произойти и вследствие обычных медицинских процедур. Тем не менее специальная комиссия Ватикана после тщательного обследования признала излечение чудом. Для беатификации этого хватило с лихвой, но второго подобного случая пока не обнаружилось.
Мать Тереза еще при жизни стала для Римской церкви чем-то вроде живой иконы. Ведь когда ее называют «самой известной католичкой», обычно забывается то, что в этом условном рейтинге популярности есть только первое место. Второй «известной католички XX века», а также третьей, четвертой просто не существует. Мать Тереза умудрилась стать единственной женщиной, в наше нерелигиозное время получившей всемирное признание из-за своих трудов во славу католической церкви. Для блаженной Терезы это, может быть, и плюс, а вот для конфессии -- явный минус.
Мать Тереза родилась в 1910 году на стыке религий -- в зажиточной семье албанцев-католиков в македонском городе Скопье, входившем тогда в состав Османской империи. Девочка, которую звали тогда Агнесса Гонджа Бояджиу, по-видимому, росла довольно религиозной, и в 18 лет она приняла решение радикально изменить свою судьбу. Она вступила в ирландский монашеский орден и отправилась в Индию, где несколько лет занималась достаточно спокойным и обычным для монахинь делом -- преподавала в калькуттской школе. Но в 1937 году она покидает обитель и с этого момента посвящает жизнь помощи бедным -- независимо от их национальности и веры. Тереза учит нищих детей, заботится о больных, пытается организовывать лечебницы и приюты для обездоленных. В 1948 году Ватикан дал ей разрешение на организацию нового монашеского Ордена милосердия. Основным делом монахинь стала помощь больным и детям, организация домов милосердия, где заботились о неизлечимых пациентах, и приютов для сирот. Денег у ордена было крайне мало, и практически вся работа осуществлялась на благотворительные пожертвования. Понятно, что в таких условиях трудно было оказать действенную медицинскую помощь (более того, орден бывало обвиняли в том, что в его заведениях царит антисанитария), но, по мнению Терезы, главным для монахинь и опекаемых была любовь к Богу.
В 60-е годы о деятельности этого ордена начал понемногу узнавать мир. Имя Терезы стало достаточно популярным, и благодаря этому пожертвования увеличились и стали исчисляться уже миллионами долларов в год. Появилась возможность открывать представительства ордена за пределами Индии, выросло количество добровольцев, желавших работать в приютах и домах милосердия. Более того, многие известные люди стали считать за честь встретиться с матерью Терезой, а пресса начала пропагандировать работу индийской подвижницы. Надо отдать ей должное: она использовала свои контакты с сильными мира сего для развития сети своих приютов (к примеру, даже Ясир Арафат после встречи с Терезой пожертвовал ордену весьма солидную сумму). В 1979 году всемирное признание заслуг матери Терезы привело к тому, что Нобелевский комитет наградил ее премией мира. Сейчас, через шесть лет после ее смерти, 4,5 тысячи сестер ордена продолжают работать уже в 133 странах мира.
Владимир ДЗАГУТО